| Сегмент | Январь | Февраль | Март | ….. | Декабрь |
| Владельцы личного транспорта | |||||
| Предприятия, юридические лица |
После таблицы делается вывод о стабильности (нестабильности) реализации услуги в течение года, о сезонных колебаниях спроса.
Поясним описание маркетинговых исследований на каждом из этапов.
Вариант I. Проектирование малых предприятий
На современном этапе развития рыночных отношений в России целесообразно организовывать предпринимательскую деятельность в виде малого предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотво-рительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и сред-няя численность работников за отчетный период не превышает 50 человек (конкретно для оказания услуг по обслуживанию автомобилей). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринима-тельской деятельностью без образования юридического лица (частный предприниматель).
Результатами деятельности малых предприятий может быть любой товар. На современном этапе экономических отношений наибольшее развитие получило производственное предпринима-тельство. В связи с увеличением среднего дохода населения увеличивается количество легковых автомобилей, приобретаемых в личное пользование.
Этап 1 маркетинговых исследований. Проблема марке-тинговых исследований – обоснование выбранного для проекти-рования предприятия. Целью маркетинговых исследований является определение количества услуг для парка автомобилей.
Этап 2 маркетинговых исследований. Отбор источников информации.
Этап 3 маркетинговых исследований. Предполагает практи-ческую реализацию второго этапа маркетинговых исследований.
Этап 4 маркетинговых исследований. При выполнении дипломных проектов по проектированию малых предприятий различного направления (ремонт двигателей автомобилей, шиномонтажные мастерские, мойки, дорожные СТО и т.п.) исполнитель должен обосновать выбранное им для проектирования предприятие. В обосновании необходимо рассмотреть наличие инженерных коммуникаций, транспортных артерий, географическое расположение предприятия, номенклатуры оказываемых услуг и т.п. Привлекаемый для обоснования материал может быть весьма разнообразным, поэтому он должен быть ранжирован дипломником так, чтобы приводимые аргументы позволили сформулировать цель проекта и наметить решаемые в нем задачи.
В качестве примера рассмотрим обоснование проектирования малого предприятия по обслуживанию систем питания автомобилей с дизельными двигателями. В регионе таких автомобилей достаточно много (по данным ГИБДД, их 5% от общего количества легковых автомобилей). Причем эти автомобили в основном иностранного производства, поэтому обслуживать их системы питания сам владелец не может, т.к. необходимо специальное оборудование.
При анализе трудозатрат на обслуживание автомобилей с дизельными двигателями становится очевидным, что не все виды работ выполняются в полном объеме. При таком техническом обслуживании эти автомобили потенциально опасны для транспортного потока городов как по техническому состоянию, так и по экологическим показателям. Особенно остро стоит вопрос диагностирования дизельной аппаратуры иностранного производства. Наша диагностическая аппаратура не адаптирована к диагностике топливной аппаратуры иномарок. Следовательно, требуется разработка дополнительных узлов, а именно датчиков, которые позволяли бы использовать отечественную аппаратуру для диагностирования систем питания иномарок. Пример оформления «листа обоснования» при проектировании малых предприятий представлен на рис. 8.
| Рис. 8. Пример оформления «листа обоснования» при проектировании малых предприятий |
После подобного анализа представляется возможным сформулировать задачи, решаемые в данном проекте, а именно: 1) разработка оборудования для дизельной топливной аппаратуры; 2) оснащение материально-технической базы предприятия необхо-димым оборудованием.
В результате маркетинговых исследований должно быть сформулировано четкое и ясное представление:
- о годовом количестве условно обслуживаемых на СТО авто-мобилей;
- о характеристике услуг;
- о цене на предлагаемую услугу (будет соответствовать сло-жившейся для данного рыночного сегмента).
Анализ результатов собранной информации целесообразно представить в табличном виде (табл. 3).
Таблица 3






