Деловая игра «Стиль» является адаптацией игры Н.В. Борисовой «Доклад и дискуссия». Она рассматривает вопросы индивидуального стиля руководства трудовым коллективом, его положительные и отрицательные стороны в условиях перехода «на новые условия хозяйствования».
По характеру моделируемых ситуаций - это игра-тренажер, которая моделирует процесс самопроизвольного развития ситуации и направлена на формирование навыков ведения дискуссии по проблеме.
По характеру игрового процесса ДИ относится к играм интерактивного типа, то есть взаимодействие участников обязательно.
По способам передачи и обработки информации эта деловая игра представляет собой ручную игру (с применением обычных средств связи и обычных носителей информации).
По динамике моделируемых процессов игра является саморазвивающейся с регламентированным временем.
По целенаправленности эта ДИ может быть отнесена к классу универсальных деловых игр, так как она может применяться в учебных, производственных и научно-исследовательских целях.
Основные цели:
• Расширить психологическую компетентность участников игры.
• Разработать практические рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля управления.
• Развить у участников игры культуру делового взаимодействия, обучить сотрудничеству.
• Показать участникам игры различные способы организации ведения дискуссий.
• Помочь овладеть приемами вербальной и невербальной коммуникации, формами делового общения (докладом, сообщением, оппонированием, постановкой вопросов и ответов, формулированием реплик, презентацией информации).
• Продемонстрировать технологии выработки коллективных решений.
риваются сотрудниками, но, в основном, кулуарно. Большинство подчиненных не одобряют того, что им диктуют, причем даже те, кто склонен к конформизму. Это обстоятельство порождает неудовлетворенность и демотивацию персонала, что создает неблагоприятную атмосферу труда.
Отдаленные последствия
Директивная модель управления порождает сложные отношения между руководителем и подчиненными. Она способствует увеличению иерархических ступеней и препятствует сотрудничеству, вызывает необходимость в жестком контроле и увеличении бюрократического аппарата.
Этот стиль управления провоцирует фрустрирующие ситуации (разочарования, «крушения надежд») и способствует тем самым возникновению неформальных групп для противоборства единоначалию.
Группа «Кооперативная модель» управления
Характеристики: важной чертой этой модели является активный обмен мнениями между руководителем и сотрудниками организации. Решения принимаются на деловом совещании, собрании. Методы руководства: совет, рекомендации, просьбы. Формальные и неформальные отношения с подчиненными. Руководитель способен к развитию.
Непосредственные результаты применения этой модели
Этот тип управления увеличивает объем информации и облегчает принятие решения. Однако последнее осуществляется более медленно, чем при директивной модели, так как время уходит па согласование решений. Очевидно, что этот тип управления вызывает большие трудности из-за неумения персонала осуществлять сотрудничество и из-за низкой коммуникативной культуры как руководителей, так и подчиненных.
Чтобы работать с кооперативной моделью управления, руководитель должен быть харизматичной личностью, обладать особыми качествами (вербализацией, чувством личной безопасности, уверенностью в себе, способностью понимания других и т.п.) и владеть технологиями ведения полемики, дискуссий, совещаний.
Кроме того, для реализации кооперативного руководства необходимо обучать административно-управленческий персонал сотрудничеству, эффективному взаимодействию, конструктивной коммуникации. Это достигается путем длительных тренингов с помощью интерактивных технологий, что требует времени. Поэтому переход от директивного управления к кооперативному окажется полезным при формировании игровых групп, а в реальной жизни - при формировании команды и решении вопросов, требу-
ющих не срочных решений, а глубокого и развернутого анализа проблемы.
Отдаленные последствия
Оценка долгосрочных результатов применения этого типа управления — непростое дело. Опыт реализации этой модели у руководителей еще очень мал. Однако очевидно, что при кооперативной модели управления моральное состояние сотрудников и степень их удовлетворенности значительно выше, чем при директивном управлении.
Можно предположить, что отдаленным последствием применения кооперативной модели будет создание структуры группы в виде разветвленной сети. В таких группах лучше осуществляются самоконтроль и самоуправление, составные части иерархии более просты, боковые связи более часты и менее конфликтны. Кроме того, повышается персональная ответственность каждого за конечные результаты деятельности, развивается корпоративная культура и усиливается приверженность фирме.
Современное состояние управления организацией требует от менеджеров большей гибкости и проницательности, основанных на знании поведения и мотивирующих факторов персонала: каждой личности, отдельных групп и всего коллектива. Группа «Недирективная модель» управления Характеристики: здесь функции управления полностью передаются членам группы, при этом делегируются не только полномочия, но и ответственность. В действительности лидер существует, но играет «клиническую» роль. Методы руководства - уговаривание, упрашивание. Руководитель не принимает непопулярных решений, которые могут нанести ущерб межличностным отношениям в коллективе. В трудной ситуации он старается заручиться большинством голосов («вместе принимаем решение, вместе и отвечать будем»). Непосредственные результаты применения этой модели Руководитель решает только задачи, лежащие на поверхности, не требующие усилий с его стороны, при появлении сложных проблем может «заболеть», перекладывая их решение на плечи подчиненных. Без руководителя группа живет очень динамично, расходуя свои силы на самоорганизацию. Отдаленные результаты
Снижение уровня ответственности и дисциплины у членов группы, порой анархия. Не вызывает сомнения, что члены группы, ориентированные на результат деятельности, при таком способе «управления» не будут удовлетворены, и, наоборот, те, кто не ориентирован на результат деятельности, будут использовать при таком стиле управления время на решение личных проблем, на пас-
сивное ожидание, на межличностное общение, на злоупотребление рабочим временем.
Эта модель находит свое применение в области формирования навыков межличностных отношений в группах тренинга и для отбора руководителей (тест социальной ситуации). Кроме того, в определенных ситуациях такой попустительский стиль может быть целесообразен в коллективах творческих работников при индивидуальной загрузке и персональной ответственности каждого, а также при смене руководства (на первой стадии), если стиль предшественника был излишне авторитарным, директивным.
Достоинства и недостатки моделей
Нет «плохой» и «хорошей» моделей руководства. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, которые зависят от:
■ целей и задач управления;
■ статуса руководства;
■ складывающейся ситуации;
■ особенностей управляемого коллектива;
■ личности самого руководителя.
Директивная модель проста и оперативна. Руководителю не приходится вдаваться в бесконечные дискуссии или объяснения, и он имеет возможность «укрыться» за своей должностью, апеллируя к статусу власти. Ответственность же подчиненного ограничена задачей, выполняемой им на основе полученного распоряжения.
Эта система предполагает беспрекословное подчинение и жесткий контроль. Очень часто она ведет к пассивности, лицемерию или сопротивлению. Здесь, как правило, нет места личной инициативе, так как подчиненный должен лишь повиноваться. Однако при напористости руководителя коллектив при таком стиле способен достигать необходимых конечных результатов и реализовывать планируемые программы деятельности, особенно на ближайшую перспективу.
В кооперативной модели каждому члену трудового коллектива предоставлена возможность участвовать в принятии решений и свободно выражать индивидуальное мнение. Она предполагает небольшое число подчиненных, но высокую квалификацию и личную ответственность каждого.
При таком способе управления руководитель лучше знает, что думают его сотрудники. Однако эта система требует, как уже было отмечено, слишком много времени на принятие решения, и поэтому она не универсальна. Ее нельзя применять, когда требуется быстро принять решение. Кроме того, участие всех делает практически невозможным обеспечение конфиденциальности информации.
Кроме того, кооперативная модель требует от руководителя не только организаторских способностей, но и стрессоустойчи-вости, терпимости к чужому мнению и владения технологиями организации сотрудничества и коллективного принятия решений.
В недирективной модели особенно комфортно чувствуют себя специалисты с развитой персональной ответственностью и высокой квалификацией, способные к самоуправлению и самоорганизации, а также специалисты творческого типа, способные к инновационному мышлению и поведению.
Вместе с тем, работа без руководителя возможна лишь в ситуации, где каждый имеет индивидуальное задание. При необходимости интеграции усилий каждого отсутствие руководителя приведет к конфликтам и потере рабочего времени.
Таким образом, каждая модель может быть применима в определенной ситуации, предпочтение одной из них зависит от следующих факторов:
• степени срочности выполнения задания;
• конфиденциальности задач;
• величины группы;
• умственных и профессиональных способностей подчиненных;
• управленческой компетентности руководителя.
В игре «Стиль» разыгрывается два комплекта ролей:
а) для внутригрупповой дискуссии,
б) для межгрупповой дискуссии.
РОЛИ ДЛЯ ВНУТРИГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ
«Эрудит» - наиболее образованный, обладающий разносторонними знаниями, хорошо ориентированный в проблемах по теме игры участник.
«Аналитик» - человек, умеющий анализировать информацию, склонный к диагностике и прогнозированию, стремящийся во всем разобраться, докапывающийся до глубинных причин и связей.
«Диагност» - хорошо и быстро схватывающий ситуацию, лучше других понимающий, что происходит, видящий целое и его смысл.
«Генератор идей» — автор многих идей в группе, ориентирован на содержание проблемы, при этом не озабочен авторством на идеи.
«Методолог» - задающий группе способы работы, всегда знающий, как надо работать, чтобы решить проблему или поставить
новую.
«Критик» - жесткий в оценках, проявляет повышенную требовательность к качеству идей и логике работы, сконцентрирован на оценочной деятельности.
«Проблематизатор» - ориентирующий группу на поиск обоснований всех выдвигаемых идей и утверждений. Одна из самых необходимых для продуктивной работы позиций.
Примечание. Набор ролей в группе может варьироваться в зависимости от числа играющих в сторону увеличения или уменьшения, но тогда в первом случае роли дублируются, а во втором - один участник исполняет две роли, например, аналитик и диагност или критик и проблематизатор. Обязательным требованием является наличие одинакового числа участников в каждой группе и одинакового набора ролей. Роль организатора работы группы исполняет методолог.
Таким образом, мы имеем три команды играющих с набором комплекта, состоящего из семи вышеперечисленных ролей каждый.
РОЛИ ДЛЯ МЕЖГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ «Лидер» — организует групповое взаимодействие, распределяет роли для внутригрупповой и межгрупповой работы, проводит групповое интервьюирование и проблемное совещание, задает группе способы работы, следит за регламентом и соблюдением заданных руководителем игры норм.
«Докладчик» — делает сообщение в аспекте заданной проблемы, на основании материалов, подготовленных всей группой. Его задача - в яркой и лаконичной форме изложить основные тезисы доклада, установить «обратную связь» с членами других игровых групп, убедительно доказать с помощью фактов, аргументов, практических примеров, конкретных ситуаций, продуманной рекламы правомерность отстаиваемой позиции.
«Оппонент» - выступает с анализом докладов двух других команд. Свое выступление строит на основе содержания докладов противоборствующих команд, вопросов и ответов докладчиков, собственных суждений.
Выступление оппонента должно быть ориентировано на развитие проблемы. С этой целью необходимо подыскать принципиально новые идеи, дополнительные факты, оригинальные по форме и содержанию, высветить такие грани в докладе своей и других команд, которые были упущены критиками, вскрыть уязвимые места в содержании прослушанных докладов, показать слабость аргументов противников.
«Критик» - осуществляет критику содержания докладов противоборствующих сторон, задает вопросы, делает комментарии, подвергает анализу все негативные моменты в выступлениях докладчиков, рационально использует информацию, провоцирует эмоциональную напряженность, высказывает парадоксы, порождает проблемные ситуации, придает дискуссии динамику.
Исполняющий эту роль должен обладать острым умом, оригинальностью мышления, умением быстро реагировать на складывающуюся в ходе дискуссии ситуацию.
Примечание. Этот набор ролей можно распределить между новыми участниками, за исключением лидера, или распределить между теми, кто освоил первый комплект ролей, например между эрудитом и докладчиком, аналитиком и оппонентом. Критик исполняет свою роль и в рамках внутригрупповой и межгрупповой дискуссий.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «СТИЛЬ»
Деловая игра состоит из пяти фрагментов:
1. Подготовительный этап: «погружение» в проблему, беседа, тестирование, анализ конкретных микроситуаций.
2. Внутригрупповые дискуссии: разработка тезисов докладов и подготовка рекламы от команды.
3. Межгрупповая дискуссия: д оклады, вопросы и ответы.
4. Разработка «Памятки» по совершенствованию индивидуального стиля руководства.
5. Заключительный фрагмент: экспертиза игры, подведение ее итогов организатором. Индивидуальное консультирование. Психокоррекция.
СТРУКТУРА И РЕГЛАМЕНТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1-й этап. Подготовительный. Общее время: от 30 до 40 мин.
1.1. Разъяснение целей и задач деловой игры, ее сущности и предназначения. Краткая характеристика типов стилей руководства: директивной, кооперативной и недирективной моделей. Формулировка правил игры, этических норм и критериев оценки деятельности участников игры.
1.2. «Погружение» участников игры в проблему. С этой целью проводится краткая дискуссия по анализу микроситуаций, связанных с выбором стратегии поведения и действий.
Ситуация 1. Вас назначили руководителем того подразделения, где вы начинали работать еще молодым специалистом. Некоторые коллеги помнят те времена и обращаются к вам на «ты» или по имени. Что вы сделаете после подписания приказа о назначении начальником:
• с глазу на глаз попросите каждого из них в дальнейшем обращаться к вам на «вы» и по имени-отчеству;
• выскажете эту просьбу вслух на первом же совещании;
• сохраните эту привилегию для ветеранов подразделения, решительно пресекая проявление такой фамильярности со стороны остальных?
13-3-19Q
Ситуация 2. Вы поручили своему подчиненному решение частной задачи, а он неожиданно добился результатов, которые весьма одобрительно оценены вышестоящим начальством. Что вы сделаете, узнав об этом:
• объявите ему благодарность на заседании отдела;
• поручите готовить победную докладную начальству за вашей и его подписью;
• доверите ему новую, куда более сложную задачу, подчеркнув, что он доказал свое право на «свободное плавание»?
Ситуация 3. В вашей организации намечено проведение аттестации. Что вы сделаете:
• соберете сотрудников, проинформируете их о предстоящей процедуре и ее критериях, с тем чтобы они подумали о собственных шансах на успешное прохождение;
• вызовете поодиночке всех сотрудников, которые, по вашему мнению, не могут пройти аттестацию, и предупредите их о такой своей позиции;
• пригласите актив подразделения и обсудите возможные проблемы и результаты аттестации?
Ситуация 4. В вашем подразделении работает высококвалифицированный, но очень вздорный по характеру специалист, занимающийся как раз тем вопросом, о котором пойдет речь на предстоящем совещании. Что лучше сделать:
• пригласить его до совещания к себе в кабинет и попросить держать себя «в рамках», избегая личных выпадов по отношению к остальным участникам совещания;
• попросить его не брать слова во время совещания, а высказать свою оценку результатов обсуждения потом, в личной беседе с вами;
• не приглашать его на совещание вообще, а попросить до его начала подготовить вам краткую записку с предварительными соображениями, а после окончания совещания дать прослушать магнитофонную запись или прочитать стенограмму и подготовить свое заключение?
Примечание. В зависимости от развития и активности участников игры организатор берет для анализа все перечисленные, или некоторые, или совсем другие, но имеющие отношение к стилю руководства ситуации. Очень важно, чтобы слушатели объясняли, почему они отдают предпочтение тому или иному ответу, какой это стиль и в чем преимущества таких действий руководителя с их точки зрения.
1.3. Тестирование участников игры для выявления индивидуального стиля руководства. Люди с ярко выраженными характеристиками авторитарного, кооперативного или демократического, либерального стиля могут возглавить соответствующие команды и взять на себя роли лидеров-методологов.
Примечание. Тесты (см. приложение) можно размножить для каждого участника игры, или организатор игры зачитает вопросы, а участники зафиксируют предлагаемые ответы в порядке номеров, что сэкономит время. Затем проводится самооценка и самостоятельный подсчет баллов на основании инструкции, а после этого организатор предлагает варианты характеристик стиля руководителя.
2-й этап. Внутригрупповая дискуссия. Общее время: 45 мин.
2.1. Создание игровых групп: создаются три команды по 7-9 человек и группа экспертов в составе 3-5 человек. Распределение ролей в командах: методолог, аналитик, эрудит, критик, диагност, генератор идей, проблематизатор. Инструктаж участников, взявших на себя перечисленные роли.
2.2. Формулировка задания группам: подготовить сообщение по заданной модели стиля руководства. Для этой цели использовать конкретные ситуации, реальные примеры из практики управления, факты и аргументы, научные тезисы и комментарии, показывающие преимущества своей модели руководства трудовым коллективом. Подготовить рекламу по заданной проблематике группы.
2.3. Организация внутригрупповой дискуссии методами группового интервью и проблемного совещания. Координацию работы групп и связь с организатором осуществляет методолог.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ИНТЕРВЬЮ
Задачей методолога является, с одной стороны, контроль за групповой динамикой, а с другой, выполнение группой ее целей, то есть сформулированного выше задания. Поэтому методологу нужно составить точное представление о своей группе: узнать ее потребности, степень зрелости и ориентированность на результат. Он должен способствовать участию в дискуссии каждого члена группы.
Главное - организовать выполнение задания: подготовить сообщение по своей модели стиля руководства и сделать заготовку рекламы. Одна из основных задач методолога - следить, чтобы группа добивалась своей цели и не отклонялась от темы. Для этого он должен время от времени подводить итог сказанному участниками игры.
Личное поведение методолога должно оказывать благоприятное воздействие на участников. Он ни в коем случае не должен подавлять группу. Наоборот, лучшим способом проведения собрания - дискуссии методом интервью был бы выбор установки сотрудничества, то есть установки, директивной по форме, но недирективной по своей сути. Методолог должен избегать высказывать свое личное мнение или какое-то суждение по поводу деятельности группы. Он должен ограничиться тем, чтобы направлять в нужное русло выступления участников и вносить в них ясность.
13* |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
Повтор. Хорошим способом «заставить заговорить» участников интервью является повторное изложение значимой информации. Этот повтор должен быть как можно более объективным. Следует избегать всякой оценки, в противном, случае это приведет к сопротивлению группы в целом и опрашиваемого участника в частности.
Вопросы. Возможно, высказывание того или иного участника будет не вполне ясным для методолога. В таком случае будут очень полезны дополнительные вопросы. Они должны задаваться в «открытой» форме, облегчающей самовыражение опрашиваемого. Такие вопросы можно задавать как всей группе в целом, так и отдельным участникам.
Обращение вопроса к группе. Возможно, в ходе собрания один из участников задаст вопрос методологу-интервьюеру. Последний может обратиться с этим вопросом к группе либо даже к самому этому участнику. В первом случае это будет «вопрос-эстафета», во втором — «вопрос-эхо».
Резюмирование. По мере завершения обсуждения отдельных пунктов методолог-интервьюер должен подводить итог сказанному. При необходимости он может обратить внимание участников группы на спорные моменты. Но цель его состоит не в том, чтобы привести всех участников к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному.
Таким образом, с помощью организации и проведения группового интервью методолог обеспечит групповую обратную связь, то есть соберет мнения группы по рассматриваемой модели стиля управления.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО СОВЕЩАНИЯ
Проблемное совещание является интенсивной формой коллективной деятельности. Групповое интервью - лишь подготовительная часть такого совещания, при проведении которого методолог выполняет функции координации и активизации деятельности участников. Он не должен навязывать участникам свои идеи, точку зрения и т.д. Обсуждение должно быть конкретным, корректным и деловым. Оставаясь, в основном, на заднем плане, консультант при необходимости должен деликатно, но решительно вмешиваться в процесс обсуждения.
В начале проблемного совещания методолог излагает задачу: подготовка сообщения (тезисов), в котором необходимо изложить преимущества заданной модели индивидуального стиля руководства и подтвердить эти преимущества соответствующими фактами и аргументами.
Для начала целесообразно выяснить, что по этому поводу думает каждый из участников группы, причем выслушать нужно любое мнение без всякой критики или одобрения.
Методолог— лидер группы:
• поясняет сказанное участниками и фиксирует резюме на бумаге;
• подчеркивает различие между высказанными мнениями;
• предлагает группе обсудить эти различия;
• просит изложить факты, на которых основывается мнение, и помогает группе увидеть разницу между фактами и суждениями;
• время от времени резюмирует и фиксирует содержание обсуждения вопроса;
• собирает данные, необходимые для формулирования различных
гипотез;
• помогает группе выбрать одну из гипотез, наиболее доказательные и яркие факты и аргументы;
• вместе с группой формулирует тезисы сообщения;
• оказывает доверие группе, вселяет в участников уверенность в важности высказываемых ими мнений, ибо исходя из них они решают, как готовить сообщение, как его представлять, как действовать.
В случае отклонения от темы и задачи методолог спрашивает, к какому тезису сообщения относится высказанная только что мысль: «Что это дает нашему обсуждению?» Или: «Ваши замечания относятся к обсуждаемому тезису?»
Если дискуссия топчется на месте, методолог может задать вопрос: «Отличается ли эта мысль от той, которая была высказана только что? Мы с этого начали!»
Переход от одного аспекта проблемы к другому может происходить, по меньшей мере, в двух формах:
• после длительной паузы может последовать большой прогресс. Если молчание продолжается, ведущий может спросить: «Можно ли считать, что с этим тезисом покончено? Является ли наш материал удовлетворительным? Можно переходить к следующему тезису?»;
• переход становится неизбежным, если группа начинает обсуждать один из последующих тезисов. Обсуждение этого тезиса может оказаться важным в данный момент. В этом случае лидеру ничего не остается другого, как подвести итог высказанным мыслям и объявить о переходе к следующей позиции. Но перед этим нужно спросить, нельзя ли что-нибудь добавить по предыдущему пункту. Если нет, тогда либо начинается обсуждение следующего пункта, либо методолог обращает внимание группы на содержание и порядок материала сообщения для того, чтобы решить вместе с группой, есть ли необходимость внести в материал те или иные изменения.
Хорошим признаком является участие в обсуждении всех членов группы. Нежелательно, чтобы обсуждение ограничивалось двумя или тремя лицами. Более того, очень важно, чтобы каждый участник, исполнитель той или иной роли, выполнял функции этой роли, то есть генерировал идеи, критиковал, делал справки, подыскивал примеры, подвергал сомнению высказывания других. За этим тоже необходимо следить методологу.
Таким образом, предварительно опросив методом интервью всех членов группы по поводу обсуждаемой модели, методолог с помощью проблемного совещания использует потенциал всех участников, уверенно направляя их в заданное русло, фиксируя все наработанные материалы; далее он готовит сообщение от группы и все вместе решают, кто из команды выступит в роли докладчика, затем распределяется второй комплект ролей.
Примечание. Для эффективного руководства группой роль методолога необходимо поручить наиболее квалифицированному, опытному специалисту из числа участников игры или одному из консультантов, работающих на игре, предварительно предложив им познакомиться с методикой проведения группового интервью и проблемного совещания.
Кроме того, если на первом сюжете дискуссии участники не проявили себя в соответствующих ролях, например критика, аналитика и т.д., то на следующем этапе роль критика или докладчика можно дать тем, кто себя проявил в большей степени.
2.4. Завершение работы над сообщением, распределение второго комплекта ролей. Подготовка рекламы.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕКЛАМЫ
Реклама на игре является средством информирования и убеждения членов противоборствующих команд в том, что модель руководства, защищаемая группой - лучшая, эффективная, практически результативная.
Каналы рекламы. Реклама, как средство скрытого убеждения потребителя, обычно использует следующие средства: этикетки, листовки, афиши, самоклеящиеся значки и символы, рекламные фильмы, клипы, объявления через СМИ и т.д.
Реклама использует все три регистра аудиовизуальной коммуникации: зрительный (афиши, анонсы, проспекты, этикетки), ауди-ально-слуховой (акустические технологии), кинестетический (ощущения).
Маркировка. Даже если марка «имя-образ» не всегда привлекает к себе внимание, она необходима, чтобы выделить свою идею, замысел, мысль из массы других. Чаще всего такая марка оформляется графически, имеет вид характерного символа или обращающего на себя внимание рисунка.
Обозначение. Необходимо дать какой-то признак, позволяющий выделить рекламируемую идею, замысел, мысль из других. На рекламном жаргоне это называется «обозначением». Противоборствующие группы должны иметь возможность быстро определить, о чем идет речь в рекламном сообщении, в данной игре - о модели индивидуального стиля руководства.
«Приманка». Роль «приманки», как видно из ее названия, и состоит именно в том, чтобы привлечь внимание даже самого равнодушного зрителя или слушателя к рекламному сообщению.
Наиболее традиционной формой такой «приманки» является какой-нибудь лозунг или слоган (например, «Качество за умеренную цену!», «Совесть - торговый знак фирмы!», «Берите в долг по-крупному. Так дешевле!»). Легко запоминающаяся игра слов, в которой нужная идея проскальзывает как бы невзначай. Часто подаваемая в юмористической, а иногда и в довольно пикантной форме, эта идея мгновенно привлекает внимание и вызывает интерес у человека.
Но лозунг - не единственный способ привлечения внимания. В настоящее время рекламные сообщения, как визуальные, так и аудиальные, стремятся использовать образы и звуки, чтобы привлечь внимание, удивить, остановить, вызвать ассоциации.
Можно использовать для этой цели юмористический или антиконформистский рисунок или же странное шумовое оформление, сопровождающееся голосом диктора.
Выбор «приманки» играет, таким образом, решающую роль. Она должна, прежде всего, привлечь внимание, вызвать определенные эмоции и чувства.
Текстовая часть рекламы, развивая тему «приманки», использует мотивации и связывает их с рекламируемой идеей, замыслом, сюжетом, ставшими ответом на определенную потребность слушателей и зрителей.
Примечание. Прежде чем приступить к разработке рекламы от каждой команды, целесообразно ознакомить участников игры с материалами по се составлению и оформлению. С этой целью необходимо их предварительно размножить.
3-й этап. Межгрупповая дискуссия.
3.1. Перепланировка «пространственной среды». Необходимо всем сесть таким образом, чтобы, с одной стороны, команды были вместе, с другой - чтобы все могли видеть и слышать докладчика. Далее идет инструктаж команд по ролям и процедуре ведения дискуссии, дается информация о регламенте, правилах и нормах этого сюжета.
ПРАВИЛА ИГРЫ «СТИЛЬ»
• Все команды работают в норме поставленного задания, то есть независимо от отношения к теме группа защищает выпавшую на ее долю позицию.
• Во время презентации информации в каждой группе должны быть представлены все заданные роли.
• Рекламой команды может заниматься любой ее член или группа в целом.
• Регламент должен соблюдаться всеми участниками игры.
• Методологи групп не должны выполнять функции докладчиков, они руководят дебатами и при необходимости помогают критикам и оппонентам.
Этические нормы для дискуссии:
=> Прежде чем ответить на вопрос, надо его повторить: «Правильно ли я вас понял?»
=> Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли», лучше сказать: «По-видимому, я не точно сформулировал свою мысль».
=> Нельзя создавать впечатление, что вы чувствуете себя задетым, и, если вопрос застал вас врасплох, нужно вежливо его парировать.
=> К неожиданностям, возникающим на дискуссии, надо относиться спокойно, без нервозности.
=* Не мешайте говорить и умейте слушать, не пытайтесь заполнить паузы либо создавать препятствия говорящим.
=> Свободное выражение чувств и установок поощряется.
=> В рамках регламента дискуссии следует предоставить возможность каждому члену группы высказаться по поводу того, что он считает неправильным.
=> При обращении друг к другу надо говорить: «Уважаемый коллега». Правила, помогающие работе группы:
• Не уклоняться от заданной модели стиля руководства.
• Каждому члену группы работать на «общий котел».
• Не заниматься демагогией.
• Проявлять максимальную активность.
• Задавать вопросы в норме: «на уточнение», «на понимание», «на развитие», «на провокацию».
3.2. Дискуссия
• Инструктаж и консультирование. Организатор игры объявляет
процедуру хода дискуссии и ее регламент:
- лидеры команд вытягивают жребий на предмет очередности выступлений докладчиков;
-доклад первой группы- 10 мин.;
- две остальные команды задают вопросы «на уточнение» и «на понимание», критики задают вопросы «на провокацию»;
- ответы на вопросы;
-доклад второй команды— 10 мин.;
- вопросы и ответы;
-доклад третьей группы- 10 мин.;
- вопросы и ответы;
- выступления критиков и оппонентов от всех трех команд (в не-регламентируемой последовательности) - от 3 до 5 мин. на 1 человека;
- вопросы и ответы критиков и оппонентов;
- свободная дискуссия всех участников игры под управлением методологов - лидеров команд- 15-20 мин.;
- краткое заключение докладчиков или методологов от каждой группы - 1-3 мин. на команду.
Советы организатору игры
Каждая группа самостоятельно решает вопрос о времени и месте демонстрирования рекламы (до доклада, во время, после его окончания, в ходе выступления критиков или оппонентов). В заключительной дискуссии участвуют все играющие, проявляя максимальную активность и заинтересованность.
Основная цель заключительной дискуссии - показать все преимущества обсуждаемой модели стиля руководства, возможности ее практической реализации.
Группа экспертов и организатор игры внимательно следят за соблюдением этических норм, в случае их нарушения эксперты штрафуют группу, а руководитель останавливает игру, фиксируя допущенную ошибку.
Это необходимо для того, чтобы участники игры выработали навык работы в режиме этических норм, но при этом все должно быть «в меру», например, нельзя допускать, чтобы после каждой фразы повторялось обращение «Уважаемый коллега».
Группы, защищающие свою модель руководства, могут использовать аргументы не только «за», но и «против», опираясь на материал, излагаемый противниками.
Таким образом, по итогам этого фрагмента должна быть представлена развернутая информация по каждому виду моделей руководства.
14-3499 201
3.3. Взаимное оценивание
Каждой команде в течение трех минут предлагается оценить содержание работы и рекламу других команд, а также осуществить самооценку. Результат оценивания формулируется в виде реплики по 1 минуте на каждую команду.
При выработке мнения, оценивающего работу команд, необходимо учитывать, насколько у участников игры развиты необходимые для дискуссии умения: говорить и слушать, работать в режиме нормы, вести диалог, осуществлять аргументацию, корректную критику и т.п.
ИНСТРУКЦИЯ ДОКЛАДЧИКУ
Важно продумать вступление, основную и заключительную части выступления.
Вступление. Начало создает положительный или отрицательный образ говорящего, поэтому нужно хорошо его подготовить. Вступление не должно быть:
• Вялым или нейтральным, не должно оставлять участников игры
равнодушными, ибо лучше отрицательная реакция, чем ника
кая.
• Слишком длинным или слишком коротким, не должно превышать
определенного времени (обычно четвертой или пятой части всего
времени, отведенного на выступление).
• Изложением личных трудностей оратора. Если, к примеру, ему
нездоровится, об этом не следует говорить во время выступления,
или если он считает, что доклад не совсем подготовлен, слушате
лям об этом знать не следует. Следует избегать ложного самоуни
чижения.
Вступление должно:
• учитывать ситуацию, время и регламент;
• опираться на событие, взятое из жизни, особенно если докладчик не является его главным героем;
• использовать по возможности зрительные и слуховые эффекты.
Основная часть выступления. Здесь следует соблюдать два основных правила:
• Развивать перед слушателями содержание своего выступления -это значит постепенно увлечь слушателей тем, что вы хотите доказать. Надо идти от известного (для аудитории) к неизвестному.
• Не следует бояться повторов: всякая речь хороша своими сильными местами, которые надо повторять, избавляясь одновременно от второстепенного.
Заключение. Оно должно отвечать трем основным требованиям:
• Быть достаточно продолжительным. Когда докладчик сообщает о переходе к заключительной части, внимание аудитории снова обостряется (но в то же самое время она ждет окончания доклада). Для того чтобы вновь овладеть вниманием слушателей, необходимо сделать паузу.
• Быть кульминационным пунктом выступления. Чтобы достичь его, необходимо мобилизовать все свои ресурсы.
• Закончив выступление, докладчик не должен благодарить аудиторию за внимание. Это слишком тривиальный прием.
4-й этап. Разработка «Памятки» для руководителя. Время: 30-45 мин.
4.1. Каждой группе предлагается на основе материалов, наработанных в ходе игры, разработать «Памятку» для руководителя по совершенствованию индивидуального стиля руководства трудовым коллективом. С этой целью в ходе групповой дискуссии каждая команда отрабатывает не менее пяти, но не более десяти практических советов-рекомендаций.
4.2. Представление «Памяток» каждой командой.
4.3. Взаимное оценивание «Памяток». Подготовка для этой цели реплик-суждений от каждой команды.
5-й этап. Заключительный. Время: 20-30 мин.
5.1. Подведение итогов игры группой экспертов на основании коллективного мнения по результатам заполнения бланков оценивания.
5.2. Подведение итогов игры ее организатором. Выявление сильных и слабых сторон участников игры. Рефлексия и коррекция.
Оценка результатов работы групп. В деловой игре «Стиль» оценки используются для того, чтобы стимулировать творческую активность участников, ориентировать их на решение сложных проблем, на коллективизм. Оценочная работа ведется как в группах, так и на дискуссии, где она приобретает публичный характер, многократно увеличивающий ее стимулирующую роль.
Группе экспертов необходимо подготовить бланки для фиксации оценок и определить технику оценивания, например осуществлять открытую оценку с использованием специальных карточек, по типу оценок в спорте или оценку по типу «тайное голосование» и т.д.
Далее необходимо определить оценочную шкалу. Наиболее распространенной является пятибалльная (от 1 до 5 баллов) шкала, где: 5 - критерий ярко выражен или качество проявляется в полной мере; 3 - проявляется частично, не в полной мере; 1 - практически не проявляется, слабо выражено и т.п.
14- 203
Бланк № 2 |
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. |
№ п/п |
Критерии оценивания |
Бланкдля оценивания дискуссии
Группа I
1. До к л ад 1,1
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. |
Связь теории с практикой
Глубина анализа модели
Научная аргументированность
Доходчивость сообщения
Новизна представленной информации
Соблюдение этических норм деловогс
общения
2. В о и р о с ы
2.1. 2.2. 2.3. |
Конкретность задаваемого вопроса Лаконичность и четкость Соответствие заданной норме:
- на уточнение
-на понимание
- на развитие
на провокацию
Связь с содержанием доклада
2.4.
3. Критика
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. |
Конкретность анализа доклада Обоснованность замечаний Выявление слабых мест Уровень аргументации Корректность общения
4.0 и п о и и р о в а и и е
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. |
Глубина анализа доклада Обоснованность аргументации Выявление позитивных моментов Выявление негативных моментов Наличие новой информации
5. Общая дискуссия
Умение вести дискуссию Новизна информации, представленной группами
Умение слушать друг друга
Соблюдение этических норм
Включенность в дискуссию всейгруп-
пы
Осуществление обратной связи
Итого по группам:
Группа 2
Бланк № 1
Группа 3
Бланк оценивания взаимодействия участников дискуссии
Докладчик |
Критик |
Оппонент |
Зона выполнения задачи |
Виды взаимодействия
Положительная социально-аффективная зона |
А.1. Демонстрирует солидарность. Повышает статус другого. Помогает. -Ф
А.2. Ведет себя непринужденно, смеется, шутит, показывает удовлетворенность. - Е
А.З. Одобряет, пассивно принимает,
понимает, снисходит, сочувствует, со
глашается. - Д _______________________
8.1. Высказывает свои соображения, дает указания, уважая автономию другого. - С
8.2. Дает оценку, высказывает мнение, анализирует, сообщает о своем впечатлении, выражает пожелание. - Б
8.3. Дает информацию, ориента
цию, повторяет, поясняет, подтверж
дает. — А
С. I. Просит дать информацию, ориентацию, повторить, подтвердить. -А
С.2. Просит дать оценку, высказать мнение, сделать анализ, поделиться впечатлением. —Б
С.З. Просит совета, указания, подсказки, в каком направлении действовать. -С
Отрицательная социально-аффективная зона |
Д.1. 11с одобряет, демонстрирует пассивное неприятие, отказывает в помощи. -Д
Д.2. Держит себя напряженно, просит помощи, избегает. -Е
Д.З. Ведет себя враждебно, унижает
достоинство другого, защищается или
самоутверждается. -Ф ________________
Примечание. Эксперты наблюдают за вербальными и невербальными сигналами между различными участниками дискуссии для определения характера их взаимодействия.
Было бы целесообразно в качестве наблюдателя посадить специального человека (одного-двух). По результатам наблюдения за вербальными и невербальными проявлениями можно выделить следующие типы поведения.
Речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются участники игры:
1. «В чем дело?» Этот вопрос вызывает два типа действий:
А. Информация: прийти к общему определению сложившейся ситуации (данные).
Б. Оценка: разработать систему норм или общих целей, в соответствии с которыми могут рассматриваться решения (принципы).
2. «Что делать?» Ответом на этот вопрос являются:
С. Контроль: благодаря взаимному влиянию увлечь группу в общем направлении (поиски решения).
Д. Принятие решения: занять определенную позицию (решение);
3. «При чем тут мы?». В данном случае проявляются:
Е. Напряжение - уменьшение напряжения.
Ф. Единство - разброд.
Как правило, участники игры переходят от одной фазы обсуждения к другой, соблюдая следующий порядок:
- решение проблем информации;
- решение проблем оценки;
- решение проблем контроля и принятия решения.
Однако такая последовательность не всегда соблюдается, и эмоциональные проблемы (напряжение - уменьшение напряжения, сплоченность - разброд) могут возникнуть на любой фазе.
Следует подчеркнуть, что эффективность дискуссии в зоне решения задачи находится под постоянной угрозой возникновения межгруппового напряжения.
Успех, достигнутый участниками игры в обсуждении моделей руководства, влечет за собой выражение удовлетворения (блок В) и сплоченности (блок А).
Данная методика является хорошим инструментом описания поведения участников дискуссии, но для этого необходимо умение автоматически регистрировать данные.
Бланк № 3 Бланк поощрений и наказаний
№ п/п | Критерии | Баллы |
1. 2. 3. 4. 5. | Система поощрения | |
Яркая, оригинальная реклама Веские контраргументы Наличие юмора, остроумия Умение задать провокационный вопрос Соблюдение нормы: «По-видимому, я неточно сформулировал свою мысль» | + 3 + 2 + 1 + 3 + 5 |
Окончание
№ п/п | Критерии | Баллы |
1. 2. 3. 4. 5. | Система наказания Нарушение правил игры Работа не в режиме заданной проблемы, модели Работа не в режиме заданной роли Нарушение регламента Несоблюдение этических норм, например: «Выневнимательно слушали», «Вы меня неправильно поняли», «Сколько раз вам нужноповторять», «Нужно было внимательно слушать» и т.п. | -1 -5 -3 -1 -3 |
Примечание. Баллы снижаются или повышаются за каждый акт нарушения правил или работы в режиме заданной нормы. Группа экспертов может на стадии подготовки расширить или уменьшить перечень критериев, внести коррективы в количество баллов.
Приложении к деловой игре «Стиль»
ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ДЕЛОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ?»
Руководители ведут себя по-разному, выступая на совещаниях: одни скромно, с оглядкой, другие, наоборот, безапелляционно. Ни та, ни другая линия поведения не может быть отвергнута как неправильная с порога. Все зависит от конкретной ситуации.
В одних случаях успех приносит выступление, не допускающее возражений, в других - дипломатически тонкое. К сожалению, большая часть участников деловых дискуссий не меняет свой стиль спора, не учитывает конкретной обстановки, полагается только на свой темперамент и не пытается критически осмыслить свои выступления. К счастью, однако, в глубине души каждый жаждет самосовершенствования. Реализовать это желание можно, и начинать следует с самооценки. Для облегчения самооценки предлагается данный тест. Он поможет вам проанализировать свою линию поведения на совещаниях, дискуссиях, то есть стиль.
Инструкция. Поставьте (это надо сделать корректно и объективно) сами себе баллы от 1 до 5 и запишите их у каждого вопроса. Не бойтесь ставить и крайние оценки. Оценки означают:
1 - Нет, так совсем не бывает.
2 - Нет, как правило, так не бывает.
3 - Неопределенная оценка.
4 - Да, как правило, так бывает.
5 - Да, так бывает всегда.
1. Даю подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
4. Мне, в основном, удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то я защищаюсь несмотря ни на что.
7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
9. Свои ошибки я по большей части признаю.
10. Предлагаю альтернативы к предложениям других.
11. Защищаю тех, у кого имеются трудности.
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения.
15. Обычно настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16. С пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
17. Ясно выражаю свои мысли.
18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.
19. Энергично защищаю свои взгляды.
20. Стараюсь развивать чужие мысли так, как будто они мои.
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу
контраргументы.
22. Помогаю другим советом, как организовать их труд.
23. Увлекаясь своими проектами, обычно не беспокоюсь о чужих работах.
24. Прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей.
25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
28. Всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
29. Понимаю чувства других людей.
30. Больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
31. Прежде чем защищаться, всегда выслушиваю критику.
32. Излагаю свои мысли системно.
33. Помогаю другим получить слово.
34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Как правило, никого не перебиваю.
37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
38. Трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.
Подведение итогов. Сложите балльные оценки, проставленные вами против утверждений: 1. 3. 5. 7. 9. 11. 14. 16. 18. 20. 22. 24. 27. 29. 31. 33. 35. 36. 37 и 40, и обозначьте сумму через «А» (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы «В» сложите баллы в остальных вопросах: 2. 4. 6. 8. 10. 12. 13. 15. 17. 19. 21. 23. 25. 26. 28. 30. 32. 34. 38 и 39. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.
Результаты этого теста показывают вам, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатичным или авторитарным. Если сумма «А» по крайней мере на 10 баллов превышает сумму «В», то большая часть людей должна считать вас хорошим дипломатом; если же сумма «В» как минимум на 10 баллов больше суммы «А», то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно. Если же обе суммы различаются менее чем на 10 баллов, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от обстоятельств.
Допустим, ваш стиль поведения определен с помощью этого теста однозначно. В таком случае дипломатический стиль означает, что у вас есть стремление учесть мнение других и убедиться в том, что ваши собственные идеи согласуются с мыслями сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато участники совещания убеждаются, что имеется и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. У всех появляется желание «тянуть в одну сторону».
Авторитарные участники совещания стремятся протащить свои идеи и проекты, не обращая внимания на окружающих. Они действуют агрессивно, динамично, напористо, а зачастую и самонаде-
яино. У их партнеров по совещанию редко появляется возможность высказаться, они как бы загнаны в угол. При авторитарном ведении совещания руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает много новой информации и формулирует свое мнение категорично, не допуская никаких возражений. Он не добивается всеобщего согласия, не стремится сделать решение общим делом, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.