Организация в связи с расширением своей деятельности произвела расчет потребности в персонале. Расчет показал, что на отдельных участках работников не хватает, появились вакантные должности и, следовательно, необходимо дополнительно привлечь персонал.
Были использованы различные источники поиска и подбора потенциальных работников: обращение к своим сотрудникам для поиска возможных кандидатов среди их родственников и знакомых; публикация объявлений в средствах массовой информации, в рекламных изданиях и т.п. В объявлениях содержались требования к работникам по каждой вакантной должности, составленные на основе должностных инструкций, указывался телефон дис-
петчера (последний выступал как бы в роли «фильтра», отсеивающего заведомо неподходящих кандидатов).
В организацию стали поступать резюме и анкеты кандидатов на вакантные должности. Их изучение позволило работникам службы управления персоналом произвести предварительный отбор претендентов, которым и были разосланы письма с приглашениями явиться на собеседование.
|
|
До проведения собеседования работники звена по отбору и приему персонала отдела управления персоналом изучили систему методов оценки и отбора претендентов с целью выбора наиболее эффективных из них для характеристики отдельных оцениваемых качеств человека, а также провели мероприятия по подготовке помещения, пригласили нужных сотрудников из других подразделений, разработали стратегию проведения собеседования.
Специалисты отдела управления персоналом заранее подготовили стандартный бланк «Оценочный лист собеседования», на котором проводящий беседу служащий отмечает ответы претендента на вопросы, делает пометки о профессиональном уровне кандидата на должность или оценивает отдельные его качества и характеристики.
Следующий этап отбора персонала - собеседование. В нем могут участвовать специалисты отдела управления персоналом, других подразделений, для которых производится отбор на вакантную должность, руководитель организации, консультант по вопросам отбора персонала, а с другой стороны - претендент (или претенденты) на должность.
По результатам собеседования должен быть выбран тот кандидат, который по своим характеристикам в наибольшей мере отвечает требованиям, предъявляемым к данной должности.
Постановка задачи. Для проведения работы по подбору и отбору персонала участникам деловой игры необходимо:
1. На основе анализа факторов появления дополнительной потребности в персонале определить состав вакантных должностей и количество требуемых работников по каждой должности.
|
|
2. По каждой вакантной должности разработать должностную инструкцию, содержащую перечень задач, функций, прав и ответственности работника.
3. По каждой вакантной должности разработать личностную спецификацию, содержащую требования к работнику, претендующему на данную должность (т.е. составить «идеальную» модель работника).
4. Подготовить объявления для публикации в средствах массо
вой информации о наличии вакантных должностей в данной орга
низации (с указанием номера телефона).
5. Разработать структуру резюме и составить резюме на себя либо на вымышленное лицо - претендента на должность.
6. Разработать форму анкеты кандидата на вакантную должность с указанием тех реквизитов, которые, как считают в организации, дадут наиболее полное представление о претенденте еще до личной встречи с ним.
7. Произвести предварительный отбор кандидатов на должности на основании анализа сообщений о них, полученных по телефону, резюме и анкет кандидата на должность, отсеяв тем самым заведомо неподходящих людей.
8. Составить письмо-приглашение на собеседование тех кандидатов, которые прошли предварительный отбор.
9. Изучить систему методов отбора и оценки претендентов и отобрать наиболее приемлемые методы для каждой должности.
10. Разработать подготовительные мероприятия для проведе
ния собеседования, включающие кроме выработки стратегии со
беседования выбор и организацию пространственной среды (по
мещения), приглашение необходимых сотрудников из других
подразделений, руководителя организации и т.п.
11. Разработать форму оценочного листа собеседования, который используется сотрудником отдела управления персоналом в ходе собеседования для кратких пометок, замечаний, комментариев, касающихся кандидата.
12. Провести собеседование, выбрав из участников деловой игры представителей организации и претендентов на вакантные должности.
13. После собеседования проанализировать вопросы и ответы одной и другой стороны с точки зрения полноты и достоверности информации, корректности вопросов, логичности беседы и т.п.
14. Произвести отбор кандидатов и принять решение о приеме на работу тех из них, которые в наибольшей степени отвечают «идеальной» модели работника по конкретной должности.
Советы преподавателю
Для проведения деловой игры участникам необходимо:
• Выбрать самостоятельно организацию, для которой проводится подбор и отбор персонала.
• Для вакантной должности необходимо сделать описание работы на основе предложенной инструкции (групповое взаимодействие)
и затем разработать должностную инструкцию, содержащую конкретные функции и- основные требования к претенденту на должность.
• Разыгрывающие роль претендентов должны составить на себя профессиональное резюме.
• Для проведения структурированного интервью целесообразно заранее разработать примерный вопросник.
Примечание. Собеседование с претендентами проводится после того, как в группах будут разработаны все необходимые материалы для продуктивного и профессионального взаимодействия
Поскольку в разработке отсутствуют материалы для группового взаимодействия, постольку нами дополнены рубрики «Советы преподавателю» и инструкции для реализации этих советов.
ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ ДО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Инструкция № 1. Описание работы
1. Вид работы.
2. Степень сложности труда.
3. Требуемые умения и навыки.
4. Степень стандартизированности решаемых проблем.
5. Степень ответственности за работу.
6. Степень материальной ответственности.
7. Кому подчиняется.
8. Кого контролирует.
9. Деловые партнеры: внутренние, внешние:
■ в собственном подразделении,
|
|
■ в других подразделениях,
■ с представителями власти,
■ с деловыми партнерами (спонсоры, коллеги и т.п.).
Инструкция № 2. Разработать должностную инструкцию специа
листа с учетом характеристики работы и личностной спецификации.
При формулировке положений должностной инструкции следует придерживаться следующих правил:
• описывать задачи или обязанности, начиная предложения глаголом, обозначающим действие специалиста или руководителя и употребленным в настоящем времени (например, разрабатывает управленческие решения или организует учебный процесс, проводит маркетинговое исследование, разрабатывает бизнес-план);
• быть предельно точным, давать краткие формулировки, избегать повторов;
• всегда различать прямую ответственность за непосредственное исполнение задачи и управленческую ответственность, состоящую в контроле, надзоре за исполнением.
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ
для подготовки должностной инструкции