Игровые группы

1. Г р у п п а «А». Осуществляет диагностику причин конфлик­тов из-за ошибок, допускаемых руководителем организации. На основании диагностики группа разрабатывает конфликтную ситу­ацию, в которой источником конфликта является руководитель.

Группа работает методом - «Разыгрывание» ситуации в ролях» -инсценировки.

Группа готовит свою программу действий по анализу и реше­нию конфликтной ситуации для осуществления экспертизы дей­ствий и решений, принятых другими группами.

Число участников от 5 до 7-9 человек.

2. Г р у п п а «Б». Осуществляет диагностику причин конфлик­
тов из-за ошибок или неправомерных действий, допускаемых под­
чиненными, причин личностного и межличностного характера (ха­
рактерологических и ситуативных). На основании диагностики
группа разрабатывает конфликтную ситуацию, в которой источ­
ником конфликта является подчиненный
, любой член трудового
коллектива.

Группа работает методом - «Инцидента».

Группа готовит свою программу действий по анализу и реше­нию конфликтной ситуации для осуществления экспертизы дей­ствий других групп.

Число участников от 5 до 7-9 человек.

3. Г р у п п а «В». Осуществляет диагностику причин конфлик­
тов организационного характера из-за объективных факторов. На
основании диагностики причин конфликтных ситуаций группа раз­
рабатывает свою конфликтную ситуацию, источником которой
являются объективные причины, проблемы и трудности организа­
ции.

Группа работает методом традиционного анализа ситуации и го­товит свою программу действий в рамках проведения экспертизы намерений и решений других групп.

Число участников от 5 до 7—9 человек.

4. Г р у п п а «экспертов»

Основная задача группы - провести экспертизу:

• проведенной всеми командами диагностики причин конфликт­ных ситуаций;

• содержания разработанных группами конфликтных ситуаций;

• адекватности предложенных группам методов анализа («тра­диционного», «инцидента», «инсценировки»);

• программ действий по решению конфликтных ситуаций, пред­лагаемых всеми командами.

Число участников от 3 до 5 человек.

 

20-3499


Примечание. Целесообразно в группу экспертов ввести специалиста по психологическим проблемам менеджмента: психолога, фасилитатора, со­циолога, опытного руководителя, преподавателя такого рода дисциплин и т.п.

При малом составе обучаемых - экспертов можно не назначать, их функ­ции выполнят сами участники игры, анализируя решения и действия друг дру­га, а подводит итоги и осуществляет коррекцию руководитель игры.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИОННО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Игра «Конфликт» состоит из следующих этапов-фрагментов:

1. Подготовительный этап. Погружение в игру.

2. Диагностика причин конфликтов.

3. Разработка командами конфликтных ситуаций по своей те­матике.

4. Анализ конфликтных ситуаций разными технологиями: «тра­диционным анализом», методом «инцидента», методом «разыгры­вания ситуаций в ролях» или инсценировки.

5. Подготовка «Памятки» руководителю по профилактике, пре­дупреждению и разрешению конфликтов.

6. Заключительный этап: анализ работы участников игры экс­пертами и руководителем игры.

7. Индивидуальное консультирование.

СТРУКТУРА И РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ 1-Й этап. Подготовительный. Общее время: 30-40 мин. JL J. Вводная бесе да по проблеме конфликтов и управления ими. На основании теории вопроса организатор игры проводит микро­дискуссию с участниками игры по обсуждаемой проблеме, в рам­ках которой характеризуются основные понятия, определяется их актуальность и значимость для управления организацией. Время - 10 мин.

U2. Разъяснение целей и задач ситуационно-ролевой игры, ха­рактеристика ее специфики, сущности и предназначения. Обозна­чение правил игры и норм, которым должны следовать участники. Определение основных блоков оценки игры экспертами. Знаком­ство участников со структурой и регламентом игры. Время- 10 мин.

j_,.3^ «Погружение» участников в игр у. С этой целью исполь­зуются разные приемы. Например, проводится тестирование или каждой команде предлагается небольшой конкурс, викторина, специальное задание на психологическую подготовку к игре (на выбор).

Наиболее приемлемым заданием для начинающего игротехни­ка могут стать микроситуации - кейсы. Каждой группе предлага-


ется микроситуация конфликтного характера. Командам дается 3-5 мин. на обдумывание и затем демонстрации формулировки кол­лективного решения, затем проводится межгрупповая микроди­скуссия по оценке принятых решений или последовательности предпринимаемых действий, например каждой команде предлага­ются готовые тексты «жалоб обиженного», нужно отреагировать по типу «Ваши действия».

Кроме того, вместо вышеперечисленного можно предложить участникам игры конкурс по типу «КВН», в котором команды исполняют роль коллективного подчиненного, члена трудового коллектива, и им предлагается «пожаловаться» на существующие трудности в шуточной форме («Плач Ярославны», «Казанская си­рота», «Нота протеста», «Иск в суд», «Плакучая ива» и т.п.), со­блюдая предлагаемый жанр, демонстрируя оригинальные возмож­ности и пр.

Время- 15 мин.

Примечание. Перед «Погружением» в игру руководитель создает 4 команды («А», «Б», «В», «экспертов») спонтанно, по решению самих играю­щих или по специальной технологии, описанной в учебном пособии.

Руководитель игры управляет процессом создания «игровой поляны», то есть соответствующей организации пространственной среды. С этой целью опре­деляется место для организатора, устанавливаются стенды для визуального от­ражения хода игры, планируется месторасположение «игровых гнезд» таким образом, чтобы никто не мешал друг другу и все могли эффективно взаимодей­ствовать.

2-й этап. Диагностика причин конфликтов. Время - 45 мин.

2.1. Групповое взаимодействие участников игры.

Каждая группа получает от организатора игры задание по про­блематике диагностики причин конфликтов в организации.

Группа «А» - диагностика причин конфликтов из-за ошибок, неправомерных действий самого руководителя.

Группа «Б» - диагностика причин конфликтов по вине са­мих подчиненных.

Группа «В»- диагностика объективных причин конфликтов в организации.

Группа «экспертов» разрабатывает критерии оценки резуль­татов диагностики на основе внутригрупповой дискуссии членов экспертной комиссии и предложенных организатором игры гото­вых бланков оценивания и перечень разнообразных причин конф­ликтов.

Группа может разработать собственные подходы и способы оце­нивания, а также внести коррективы и дополнения в предложен­ные бланки.


В результате внутригрупповой работы каждая команда готовит сообщение на 3-5 мин., в рамках которого она должна охаракте­ризовать наиболее типичные причины конфликтов по указанным аспектам. Команды проводят небольшую дискуссию, в ходе кото­рой задают вопросы на уточнение, на понимание, вносят коррек­тивы в сообщения друг друга, дополняют перечень сформулиро­ванных причин.

В результате работы всех команд создается «матрица при­чин конфликтов», один экземпляр которой передается в группу экспертов, а другой остается в командах для дальнейшей ра­боты.

Время - диагностика причин конфликтов - 25 мин.

— дискуссия, обмен информацией, вопросы и дополнения от дру­гих команд и руководителя - 20 мин.

Примечание. Группа экспертов анализирует итоги этого фрагмента во время работы команд по следующему заданию.

3-й этап. Разработка конфликтных ситуаций. Время — от 30 мин. до 1 часа

3.1. Анализ «матрицы причин конфликтов», наработанной все­ми командами, группой экспертов.

3.2. Разработка каждой командой в рамках обозначенных ею причин одной конфликт ной ситуации для проработки ее разными технологиями, согласно ранее предписанному.

Примечание. Каждая группа получает инструктаж: по структуре описания конфликтной ситуации и по специфике предлагаемых методов ана­лиза конфликтов.

Содержание конфликтной ситуации определяется самой коман­дой, но в рамках причин диагностики.

По окончании работы над конфликтными ситуациями группы уходят на перерыв.

ИНСТРУКЦИЯ ГРУППАМ ПО ОПИСАНИЮ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Задание: определить, в какой роли должны выступать те, кто анализирует конфликтную ситуацию. В чем суть их действий: при­нять решение, разработать программу управления конфликтом, дать оценку действиям участников конфликта, оценить принятое в ситуации решение, предложить свою стратегию анализа тактиче­ских ходов и т.п.

Технология, с помощью которой будет анализироваться ситуа­ция.

Группа...

Метод описания и анализа...


СИТУАЦИЯ (УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СИТУАЦИИ) Источник ситуации (газета, сборник ситуаций, журнал, практи­ческий опыт участника игры).

Ядро ситуации: конфликтующие стороны, участвующие в ситу­ации; их позиции в данной конкретной ситуации, цели, мотивы поступков.

Предпосылки ситуации: ее причины, повод, послуживший нача­лу конфликта, исходные предпосылки возникновения, развитие со­бытий, предпринимаемые участниками ситуации действия, их по­ступки.

Следствия ситуации: на ком и как отразились предпринимае­мые участниками конфликта действия, в какой стадии находится конфликт, кто в него втянут, каковы разрушительные последствия для дела, для участников, для коллектива, для организации и т.п.; кем и какие решения приняты и каковы их последствия.

ИНСТРУКЦИЯ ГРУППАМ ПО МЕТОДАМ ОПИСАНИЯ

И АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

Традиционный анализ ситуаций

Этот метод характеризуется следующими признаками: =» наличие конфликтной ситуации, ее подробное описание в задан­ном временном режиме из практики субъектно-субъектных от­ношений;

=> разработка варианта решения проблемы ситуации, программы действий лица, принимающего решение;

=> представление решений и дискуссия: рецензирование, оппони­рование, публичная защита, вопросы и ответы, коррекция, до­полнения;

=> подведение итогов и оценка решений командой, разработавшей ситуацию; выявление правильных позиций, действий; характе­ристика и фиксация допущенных ошибок;

=> анализ разработанной ситуации и принятых группой экспертов решений ведущим игру преподавателем или организатором-иг­ротехником.

При традиционном анализе ситуации группам предлагается раз­вернутое, подробное ее описание. Широко практикуется использо­вание формы диалога.

Описанный конфликт может иметь несколько вариантов реше­ний, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке, что позволяет осуществлять их сравнитель­ный анализ.

В описание конкретной ситуации включается, как правило, до­полнительная информация, ие относящаяся впрямую к конфликту,


но позволяющая кое-что уточнить, например: сведения об участ­никах конфликта; их краткие характеристики и т.п., сведения об организации, об отделе или подразделении, в котором разыгрался конфликт.

Описание ситуации может содержать не только указания на от­ношения между людьми и поведение участников конфликта, но и лишние данные, совсем не нужные для решения, что позволит уча­стникам игры анализировать ситуацию многоаспектно, как с объек­тивной, так и с субъективной точки зрения.

Информация о конфликте может быть дана не в логической пос­ледовательности, а в том порядке и форме, в каких она встречается на практике, с включением не только фактов, но и, если это необ­ходимо, их толкований в коллективе, обстоятельств, ограничива­ющих решения, мотивов, влияющих на действия и поступки участ­ников конфликта.

Данный метод позволяет участникам игры проанализировать альтернативные решения, тщательно рассмотреть и взвесить каж­дый факт, произвести разбор положительных и отрицательных последствий предпринимаемых шагов, обосновать лучший вари­ант стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: