1. Г р у п п а «А». Осуществляет диагностику причин конфликтов из-за ошибок, допускаемых руководителем организации. На основании диагностики группа разрабатывает конфликтную ситуацию, в которой источником конфликта является руководитель.
Группа работает методом - «Разыгрывание» ситуации в ролях» -инсценировки.
Группа готовит свою программу действий по анализу и решению конфликтной ситуации для осуществления экспертизы действий и решений, принятых другими группами.
Число участников от 5 до 7-9 человек.
2. Г р у п п а «Б». Осуществляет диагностику причин конфлик
тов из-за ошибок или неправомерных действий, допускаемых под
чиненными, причин личностного и межличностного характера (ха
рактерологических и ситуативных). На основании диагностики
группа разрабатывает конфликтную ситуацию, в которой источ
ником конфликта является подчиненный, любой член трудового
коллектива.
Группа работает методом - «Инцидента».
Группа готовит свою программу действий по анализу и решению конфликтной ситуации для осуществления экспертизы действий других групп.
|
|
Число участников от 5 до 7-9 человек.
3. Г р у п п а «В». Осуществляет диагностику причин конфлик
тов организационного характера из-за объективных факторов. На
основании диагностики причин конфликтных ситуаций группа раз
рабатывает свою конфликтную ситуацию, источником которой
являются объективные причины, проблемы и трудности организа
ции.
Группа работает методом традиционного анализа ситуации и готовит свою программу действий в рамках проведения экспертизы намерений и решений других групп.
Число участников от 5 до 7—9 человек.
4. Г р у п п а «экспертов»
Основная задача группы - провести экспертизу:
• проведенной всеми командами диагностики причин конфликтных ситуаций;
• содержания разработанных группами конфликтных ситуаций;
• адекватности предложенных группам методов анализа («традиционного», «инцидента», «инсценировки»);
• программ действий по решению конфликтных ситуаций, предлагаемых всеми командами.
Число участников от 3 до 5 человек.
20-3499
Примечание. Целесообразно в группу экспертов ввести специалиста по психологическим проблемам менеджмента: психолога, фасилитатора, социолога, опытного руководителя, преподавателя такого рода дисциплин и т.п.
При малом составе обучаемых - экспертов можно не назначать, их функции выполнят сами участники игры, анализируя решения и действия друг друга, а подводит итоги и осуществляет коррекцию руководитель игры.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СИТУАЦИОННО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра «Конфликт» состоит из следующих этапов-фрагментов:
|
|
1. Подготовительный этап. Погружение в игру.
2. Диагностика причин конфликтов.
3. Разработка командами конфликтных ситуаций по своей тематике.
4. Анализ конфликтных ситуаций разными технологиями: «традиционным анализом», методом «инцидента», методом «разыгрывания ситуаций в ролях» или инсценировки.
5. Подготовка «Памятки» руководителю по профилактике, предупреждению и разрешению конфликтов.
6. Заключительный этап: анализ работы участников игры экспертами и руководителем игры.
7. Индивидуальное консультирование.
СТРУКТУРА И РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ 1-Й этап. Подготовительный. Общее время: 30-40 мин. JL J. Вводная бесе да по проблеме конфликтов и управления ими. На основании теории вопроса организатор игры проводит микродискуссию с участниками игры по обсуждаемой проблеме, в рамках которой характеризуются основные понятия, определяется их актуальность и значимость для управления организацией. Время - 10 мин.
U2. Разъяснение целей и задач ситуационно-ролевой игры, характеристика ее специфики, сущности и предназначения. Обозначение правил игры и норм, которым должны следовать участники. Определение основных блоков оценки игры экспертами. Знакомство участников со структурой и регламентом игры. Время- 10 мин.
j_,.3^ «Погружение» участников в игр у. С этой целью используются разные приемы. Например, проводится тестирование или каждой команде предлагается небольшой конкурс, викторина, специальное задание на психологическую подготовку к игре (на выбор).
Наиболее приемлемым заданием для начинающего игротехника могут стать микроситуации - кейсы. Каждой группе предлага-
ется микроситуация конфликтного характера. Командам дается 3-5 мин. на обдумывание и затем демонстрации формулировки коллективного решения, затем проводится межгрупповая микродискуссия по оценке принятых решений или последовательности предпринимаемых действий, например каждой команде предлагаются готовые тексты «жалоб обиженного», нужно отреагировать по типу «Ваши действия».
Кроме того, вместо вышеперечисленного можно предложить участникам игры конкурс по типу «КВН», в котором команды исполняют роль коллективного подчиненного, члена трудового коллектива, и им предлагается «пожаловаться» на существующие трудности в шуточной форме («Плач Ярославны», «Казанская сирота», «Нота протеста», «Иск в суд», «Плакучая ива» и т.п.), соблюдая предлагаемый жанр, демонстрируя оригинальные возможности и пр.
Время- 15 мин.
Примечание. Перед «Погружением» в игру руководитель создает 4 команды («А», «Б», «В», «экспертов») спонтанно, по решению самих играющих или по специальной технологии, описанной в учебном пособии.
Руководитель игры управляет процессом создания «игровой поляны», то есть соответствующей организации пространственной среды. С этой целью определяется место для организатора, устанавливаются стенды для визуального отражения хода игры, планируется месторасположение «игровых гнезд» таким образом, чтобы никто не мешал друг другу и все могли эффективно взаимодействовать.
2-й этап. Диагностика причин конфликтов. Время - 45 мин.
2.1. Групповое взаимодействие участников игры.
Каждая группа получает от организатора игры задание по проблематике диагностики причин конфликтов в организации.
Группа «А» - диагностика причин конфликтов из-за ошибок, неправомерных действий самого руководителя.
Группа «Б» - диагностика причин конфликтов по вине самих подчиненных.
Группа «В»- диагностика объективных причин конфликтов в организации.
Группа «экспертов» разрабатывает критерии оценки результатов диагностики на основе внутригрупповой дискуссии членов экспертной комиссии и предложенных организатором игры готовых бланков оценивания и перечень разнообразных причин конфликтов.
|
|
Группа может разработать собственные подходы и способы оценивания, а также внести коррективы и дополнения в предложенные бланки.
В результате внутригрупповой работы каждая команда готовит сообщение на 3-5 мин., в рамках которого она должна охарактеризовать наиболее типичные причины конфликтов по указанным аспектам. Команды проводят небольшую дискуссию, в ходе которой задают вопросы на уточнение, на понимание, вносят коррективы в сообщения друг друга, дополняют перечень сформулированных причин.
В результате работы всех команд создается «матрица причин конфликтов», один экземпляр которой передается в группу экспертов, а другой остается в командах для дальнейшей работы.
Время - диагностика причин конфликтов - 25 мин.
— дискуссия, обмен информацией, вопросы и дополнения от других команд и руководителя - 20 мин.
Примечание. Группа экспертов анализирует итоги этого фрагмента во время работы команд по следующему заданию.
3-й этап. Разработка конфликтных ситуаций. Время — от 30 мин. до 1 часа
3.1. Анализ «матрицы причин конфликтов», наработанной всеми командами, группой экспертов.
3.2. Разработка каждой командой в рамках обозначенных ею причин одной конфликт ной ситуации для проработки ее разными технологиями, согласно ранее предписанному.
Примечание. Каждая группа получает инструктаж: по структуре описания конфликтной ситуации и по специфике предлагаемых методов анализа конфликтов.
Содержание конфликтной ситуации определяется самой командой, но в рамках причин диагностики.
По окончании работы над конфликтными ситуациями группы уходят на перерыв.
ИНСТРУКЦИЯ ГРУППАМ ПО ОПИСАНИЮ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Задание: определить, в какой роли должны выступать те, кто анализирует конфликтную ситуацию. В чем суть их действий: принять решение, разработать программу управления конфликтом, дать оценку действиям участников конфликта, оценить принятое в ситуации решение, предложить свою стратегию анализа тактических ходов и т.п.
|
|
Технология, с помощью которой будет анализироваться ситуация.
Группа...
Метод описания и анализа...
СИТУАЦИЯ (УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ СИТУАЦИИ) Источник ситуации (газета, сборник ситуаций, журнал, практический опыт участника игры).
Ядро ситуации: конфликтующие стороны, участвующие в ситуации; их позиции в данной конкретной ситуации, цели, мотивы поступков.
Предпосылки ситуации: ее причины, повод, послуживший началу конфликта, исходные предпосылки возникновения, развитие событий, предпринимаемые участниками ситуации действия, их поступки.
Следствия ситуации: на ком и как отразились предпринимаемые участниками конфликта действия, в какой стадии находится конфликт, кто в него втянут, каковы разрушительные последствия для дела, для участников, для коллектива, для организации и т.п.; кем и какие решения приняты и каковы их последствия.
ИНСТРУКЦИЯ ГРУППАМ ПО МЕТОДАМ ОПИСАНИЯ
И АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
Традиционный анализ ситуаций
Этот метод характеризуется следующими признаками: =» наличие конфликтной ситуации, ее подробное описание в заданном временном режиме из практики субъектно-субъектных отношений;
=> разработка варианта решения проблемы ситуации, программы действий лица, принимающего решение;
=> представление решений и дискуссия: рецензирование, оппонирование, публичная защита, вопросы и ответы, коррекция, дополнения;
=> подведение итогов и оценка решений командой, разработавшей ситуацию; выявление правильных позиций, действий; характеристика и фиксация допущенных ошибок;
=> анализ разработанной ситуации и принятых группой экспертов решений ведущим игру преподавателем или организатором-игротехником.
При традиционном анализе ситуации группам предлагается развернутое, подробное ее описание. Широко практикуется использование формы диалога.
Описанный конфликт может иметь несколько вариантов решений, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в конкретной обстановке, что позволяет осуществлять их сравнительный анализ.
В описание конкретной ситуации включается, как правило, дополнительная информация, ие относящаяся впрямую к конфликту,
но позволяющая кое-что уточнить, например: сведения об участниках конфликта; их краткие характеристики и т.п., сведения об организации, об отделе или подразделении, в котором разыгрался конфликт.
Описание ситуации может содержать не только указания на отношения между людьми и поведение участников конфликта, но и лишние данные, совсем не нужные для решения, что позволит участникам игры анализировать ситуацию многоаспектно, как с объективной, так и с субъективной точки зрения.
Информация о конфликте может быть дана не в логической последовательности, а в том порядке и форме, в каких она встречается на практике, с включением не только фактов, но и, если это необходимо, их толкований в коллективе, обстоятельств, ограничивающих решения, мотивов, влияющих на действия и поступки участников конфликта.
Данный метод позволяет участникам игры проанализировать альтернативные решения, тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, произвести разбор положительных и отрицательных последствий предпринимаемых шагов, обосновать лучший вариант стратегии.