Функциональная схема системы представлена на рис. 4.1. В ее состав входит приводной двигатель ПД, в качестве которого может быть использован неуправляемый двигатель постоянного или переменного тока. Приводным двигателем приводится во вращение якорь управляемого электромеханического преобразователя – генератора или электромашинного усилителя Г. Непосредственно к якорной обмотке генератора подключается якорная обмотка исполнительного двигателя Д. Путем изменения наряженная U у на управляющей обмотке возбуждения генератора ОУ мы можем регулировать поток возбуждения, следовательно, и напряжение на выходе генератора, т.е. напряжение на обмотке якоря двигателя, и таким образом управлять им.
Рис. 4.1. Функциональная схема системы генератор – двигатель
Электромеханические характеристики привода, в соответствии с представленной схемой и уравнениями (2.4) и (2.6), могут быть записаны выражениями
ω= E г/(K Φ)− I я× R яс/(K Φ), ω= E г/(K Φ)− M × R яс/(K Φ)2.
Здесь обозначено: K,Φ – конструктивный коэффициент и поток, а ω, M – скорость и момент на валу двигателя;
|
|
R яс= R яд+ R яг+ R с,
R яд – сопротивление якорной цепи двигателя; R яг – сопротивление якорной цепи генератора; R с – сопротивление соединительных проводов.
Электродвижущая сила генератора при постоянной скорости вращения без учета насыщения магнитной системы определяется соотношением
E г= k 1 U у,
где коэффициент k 1 – определяет связь между э.д.с. генератора и напряжением на обмотке возбуждения. Подставляя E г в уравнения электромеханических характеристик, получим
(4.1)
ω= k 1 U у/(K Φ)− I я× R яс/(K Φ),
ω= k 1 U у/(K Φ)− M × R яс/(K Φ)2.
В соответствии с уравнениями (4.1) механические характеристики системы Г–Д имеют тот же вид, что и характеристики двигателя рис. 2.4. Отличие будет только в жесткости. Действительно, в соответствии с определением жесткость механической характеристики определяется соотношениемβ=∂ M /∂ω. Следовательно, согласно (4.1) получим для системы Г–Д
(4.2)
β=−(K Φ)2/ R яс.
Так как R яс> R я, то механические характеристики системы Г–Д менее жесткие, чем естественные характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
В системе Г–Д могут быть реализованы все возможные режимы работы привода. Режим рекуперативного торможения возникает, когда напряжение генератора окажется меньше э.д.с. двигателя. При этом ток от двигателя течет к генератору, генератор переходит в двигательный режим и вращает приводной двигатель ПД, который также переходит в генераторный режим и отдает энергию в первичную сеть. В режиме динамического торможения устанавливается U у=0, поэтому E г=0 и обмотка генератора является как бы добавочным сопротивлением в цепи якоря двигателя. Торможение противовключением осуществляется путем реверса U у. Однако, как мы отмечали, при реверсе могут возникнуть недопустимо большие токи в цепи якоря, поэтому необходимо ограничивать управляющее напряжение. Уравнения баланса энергии и механических характеристик для различных тормозных режимов системы Г–Д будут теми же, что и для двигателя (2.11–2.15), если в них учесть сопротивление якорной цепи и напряжение генератора.
|
|
17 Вопрос №1 Классификация приемников электрической энергии и преобразовательных установок.