Первая заповедь маркетинга гласит: «Если у Вас нет товара, у Вас ничего нет». Товар – это продукт человеческого труда, произведенный для продажи. Однако люди на рынке приобретают не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую нужду или потребность. Товар – это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, достопримечательности, организации, идеи /13/.
Специалисты выделяют три уровня восприятия товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением (рис.13).
Товар по замыслу – это то, что в действительности приобретает покупатель, какую потребность он удовлетворяет, какую получает выгоду.
Товар можно рассматривать как:
а) конкретный продукт – изделия с конкретными свойствами и характеристиками (товар в реальном исполнении);
б) расширенный продукт – добавляется комплекс работ по обслуживанию, сервису (товар с подкреплением).
|
|
Для производителя товар является средством достижения своих целей, получения прибыли, а для потребителя товар является средством удовлетворения своих потребностей в результате покупки и использования товара.
Товары принято делить на товары и услуги потребительского (личного использования) и производственного назначения. В свою очередь, товары личного использования бывают:
а) длительного использования (автомобили, мебель, бытовая техника, одежда и т.д.);
б) краткосрочного использования (продукты питания, косметика, моющие средства);
в) услуги (обучение, пошив одежды, химчистка и др.)
Среди товаров производственного назначения выделяют:
а) основное оборудование;
б) вспомогательное оборудование;
в) узлы и агрегаты;
г) основные материалы;
д) вспомогательные материалы и сырье;
е) услуги производственного назначения и т.п.
Каждый вид товара и услуги требует своего комплекса маркетинговых мероприятий, обеспечивающих их продвижение и реализацию на рынке.