Различают жизненный и рыночный цикл товара.
Рыночный цикл – это время нахождения товара на рынке с момента поставки первой партии до прекращения поставок и продаж.
Жизненный цикл – это время нахождения товара на рынке и у потребителя и дополнительно включает время сервисного обслуживания, поставки запасных частей и т.д.
Продолжительность жизненного и рыночного цикла товара зависит, во-первых, от показателей конкурентоспособности товара, во-вторых, от характера и уровня маркетинговой деятельности предприятия.
Рыночный цикл товара включает различные этапы: внедрение на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад (рис.14).
|
Внедрение (выход на рынок) - период появления товара на рынке.
Рост - время быстрого признания товара на рынке и увеличения спроса на него.
Зрелость - период постоянного замедления темпов роста объемов продаж.
Насыщение - период прекращения роста продаж.
Спад - период резкого снижения объема продаж и прибыли.
Краткая характеристика рыночной ситуации, цели и содержание маркетинговой деятельности предприятия на различных стадиях рыночного цикла товара представлены в табл. 5.
Таблица 5
Характеристика маркетинга на различных стадиях рыночного цикла товара
| Характеристики | Стадии рыночного цикла | |||
| Внедрение | Рост | Зрелость | Спад | |
| Потребители | Новаторы | Массовый рынок обеспеченных | Массовый рынок | Консерваторы |
| Объем продаж | Незначительный | Быстрорастущий | Стабильный | Падающий |
| Конкуренция | Отсутствует или незначительная | Растущая | Сильная | Незначительная |
| Прибыль | Незначительная | Возрастающая | Стабильная | Сокращающаяся низкая |
| Цели маркетинга | Создать рынок для нового товара | Расширить сбыт и ассортимент, завоевание доли рынка | Сохранить отличительные преимущества, удержание доли рынка | Сократить, оживить, прекратить |
| Приоритет в маркетинговой политике | Качество, реклама, цена, сервис | Рост рекламы, повышение качества, снижение цены, увеличение разнообразия сервиса | Снижение цены, интенсификация ФОСТИС, повышение качества, совершенствование сервиса | Реклама, качество сервиса, цена |
| Товарный ассортимент | Одна базовая модель | Несколько модификаций | Полная ассортиментная группа | Товары, пользующиеся максимальным спросом |
| Продолжение табл. 5 | ||||
| Цена | Самая высокая | Высокая, большой диапазон цен | Сравнительно низкая, полная ценовая линия | Отдельные цены, выборочно возрастающие цены, низкие цены |
| Продвижение | Информационное | Убеждающее стимулирование сбыта | Конкурентное стимулирование сбыта | Информационное |
| Сервис | Минимальный | Увеличение разнообразия | Расширенный сервис | Расширенный сервис |
| Распределение товара | Неравномерное | Интенсивное | Интенсивное | Выборочное |
Так как переход от стадии к стадии происходит без резких скачков, то служба маркетинга предприятия должна постоянно следить за изменениями на рынке и своевременно вносить изменения в программу маркетинга. Важно обеспечить соответствие плана производства продукции и объема ее продаж на рынке. Наличие непроданной продукции приводит, во-первых, к прямым потерям (затраты на материалы, трудовые и финансовые ресурсы), а во- вторых, к появлению упущенной выгоды, когда данные ресурсы можно было направить на производство и сбыт другой рентабельной продукции.