Тема 7. Психология общения

ПЛАН

1. Продуктивные технологии общения.

2. Приемы убеждения в деловом общении.

3. Приемы эффективного начала и заключения высказывания.

4. Роль тональности в общении.

5. Формирование толерантного отношения к партнеру.

6. Полемические формы общения.

7. Речевая грамотность в общении.

8. Проблемы межкультурной коммуникации.

9. Проведение деловой игры «Придите к согласию».

10. Тестирование способностей эмпатирования.

11. Контрольный тест.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Оптимизация процесса общения.

2. Особенности общения в социальных сетях.

3. Проблемы и перспективы делового INTERNET-общения.

4. Проблемы межкультурных барьеров в общении.

5. Искусство общения с родителями и детьми.

6. Проблемы профессионального общения в условиях обучения в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1994.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Л., 1992.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. – М., 1989.

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1976.

5. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1992.

6. Пиз А. Язык жестов / А. Пиз. – Н.Новгород, 1992.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: пер. с англ / Э. Шостром. – М., 1994.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Вербальные средства общения – языковые, общение, производимое посредством речи

Грамматическая правильность речи – подготовка высказывания (устного или письменного) с соблюдением норм грамматики определенного языка.

Лексическая правильность речи – подготовка высказывания (устного или письменного) с соблюдением точности и уместности употребления лексических единиц языка.

Невербальные средства общения – неязыковые, общение, производимое посредством мимики, жестов, имиджа и др., чаще всего дополняющее речевое общение.

Ораторское мастерство – мастерство подготовки и воспроизведения устных форм речи: публичного выступления, дискуссии, беседы и т.п.

Приемы убеждения – методы влияния и воздействия на партнера (убеждение, внушение, принуждение).

Технологии манипулятивного общения - скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей (оборона, выведение из равновесия, игра на нетерпеливости и др.)

Технологии продуктивного общения – методы,позволяющие деловым партнерам строить отношения и совершать действия, понятные в равной степени обоим сторонам (убеждение, сотрудничество, компромисс и др.).

Тонирование – акцентирование определенных лексических единиц текста в устной речи посредством повышения (снижения) тона речи.

Целевая организация текста – составление текста в доступном для понимания определенной аудиторией уровне.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

2. Какие функции выполняет общение? Попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из функций общения.

3. Назовите и раскройте сущность невербальных средств общения.

4. Какой из методов воздействия на собеседника является самым насильственным? Докажите.

5. Что такое манипуляции в процессе общения? Раскройте психологические основы некоторых из них.

6. Назовите виды делового общения. Каковы принципы деловой беседы?

7. Назовите типы организации текста. Какие из них несут интерактивную функцию?

8. Каковы особенности INTERNET-общения?

9. Какие проблемы возникают у собеседников в процессе общения по телефону?

10. Возможно ли бесконфликтное общение?

11. Раскройте роль слушания в деловой беседе. Каковы типичные ошибки в процессе слушания?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Выполните практические задания с целью обучения продуктивным технологиям общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: