Организация управленческого труда представляет собой систему использования живого труда в сфере управления, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности.
По характеру участия в процессе управления все работники управленческого труда подразделяются на три группы: руководителей, специалистов, служащих. Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен «Квалификационным справочником».
Организация управленческого труда как система включает в себя совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.
К элементам организации управленческого труда относятся:
· разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого ее звена (отдела, сектора, бюро);
· подбор и расстановка управленческих кадров, обеспечение требуемого квалификационного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;
|
|
· организация процессов труда по управлению;
· организация и оснащение рабочих мест;
· создание благоприятных условий труда;
· нормирование управленческого труда;
· стимулирование труда.
Элементы организации управленческого труда раскрывают ее содержание и очерчивают круг проблем, на решение которых должна быть направлена практическая работа.
Основными принципами научной организации управленческого труда, являются: принцип комплексности, системности, регламентации (установление и соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов), специализации, стабильности (постоянство выполняемых функций), целенаправленного творчества.
Исходя из отечественного и зарубежного опыта, можно выделить следующие направления рационализации процессов труда руководителей:
· определение рационального содержания труда и выбор методов выполнения однородных процессов труда, операций, элементов;
· распределение рабочего времени на выполнение главных функций;
· разработка типовых процедур подготовки и принятия решений.
При характеристике содержания труда руководителей этого звена обычно выделяют следующие виды работ:
1) работы, связанные с оборудованием;
2) работы, связанные с технологией;
3) работа с кадрами;
4) организационная работа;
5) аналитическая работа с документами.
Определив содержание процессов труда руководителей, необходимо выбрать наиболее рациональные, прогрессивные методы выполнения различных операций и элементов работы.
Разнообразие работ руководителя по характеру и содержанию, необходимость своевременного и продуманного их выполнения, зависимость от многих непредвиденных обстоятельств требуют особого подхода к планированию и распределению рабочего времени. При этом должны учитываться синхронизация во времени выполнения различных работ руководителями разных звеньев управления и координация их деятельности (руководителя предприятия, главного инженера, заместителей руководителя предприятия, главных специалистов, руководителей производственных подразделений и функциональных отделов)