Управление и самоуправление в системе рыночных отношений

Возникновение управления как особого вида общественной деятельности неразрывно связано с разделением и кооперацией труда, которые являются одновременно и условием, и следствием развития производительных сил общества.

Общественное разделение труда заключается в разграничении деятельности людей в процессе совместного труда и закреплении за каждым из участников производственного процесса отдельных видов работ, что позволяет повысить производительность труда на основе его специализации.

Необходимость в кооперации труда возникает в процессе обеспечения максимальной согласованности в работе участников производственного процесса, которыми являются отдельные исполнители или целые группы.

Кооперация труда, таким образом, является следствием процесса его разделения и представляет собой объединение людей для планомерного совместного участия в одном или нескольких связанных между собой процессах труда с целью обеспечения необходимой согласованности между действиями отдельных работников или групп, выполняющих различные трудовые функции.

Система рыночного управления включает в себя рыночное самоуправление и государственное регулирование рыночной экономики.

Рыночное самоуправление, в свою очередь, предусматривает:

- самоуправление собственника;

- самоуправление предпринимателя;

- профессиональное управление менеджера;

- самоуправление членов трудового коллектива.

Исходным управленческим отношением здесь является самоуправление собственника, который реализует свое право владения, пользования и распоряжения собственностью. При этом функцию самоуправления собственник может осуществлять в полном объеме либо частично.

Самоуправление в полном объеме означает, что собственник берет на себя управленческие функции предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива. Такой вариант рыночного самоуправления характерен для небольших частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Когда же размеры предприятия увеличиваются, то в целях его эффективного функционирования собственник вынужден делегировать функции производительного использования собственности предпринимателю, менеджеру и членам трудового коллектива.

Рыночное самоуправление обеспечивает интересы обособленных субъектов экономической деятельности и не решает задач развития экономики, как общественной и одновременно хозяйственной системы.

Это объясняется тем, что рыночные отношения сами по себе не обеспечивают гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, детям, учащимся), что острее всего ощущается при повышении цен, необходимости трудоустройства, при подготовке и переподготовке кадров. Эти вопросы ложатся на плечи государства и его органов.

Второй подсистемой рыночного управления является государственное регулирование. При этом различают прямое и косвенное государственное регулирование.

К пря­мому регулированию относится разработка государством нормативных актов, положений и мероприятий, оказываю­щих непосредственное воздействие на деятельность субъек­тов рыночных отношений. Оно включает:

- антимонопольное законодательство;

- государственный контроль цен;

- сертификацию продукции;

- субсидирование малого бизнеса, приоритетных от­раслей и территорий;

- решение социальных проблем и др.

Косвенное регулирование, в свою очередь, создает сти­мулирующие условия для деятельности субъектов рыноч­ных отношений и охватывает налоговую систему, ценовую, амортизационную, финансово-кредитную политику.

Государственное регулирование осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.

Правовое регулирование реализуется путем разработки нормативных актов, инструкций и методи­ческих указаний в области хозяйственного и трудового законодательств, а также системы требова­ний и запретов по экологии.

Экономическое регулирование происходит в форме:

- раз­работки экономической политики;

- стабилизации денежной и развития финансово-кредитной системы;

- совершенствования системы нало­гообложения;

- государственного контроля за ценами;

- дифференцировании процентных ставок за кредит и др.

Социальное регулирование охватывает несколько направлений:

1) трудовые от­ношения (разработка тарифных ставок и сеток, минимальных разме­ров оплаты труда, нормативов охраны труда);

2) социальные гарантии занятости (что предполагает, в частности, организацию подготовки, переподготовки и трудоустройство граждан);

3) защита социально слабых слоев населения и нетрудоспособных (установление пенсий и пособий, в том числе по безработице);

4) разработка социальных нормативов, пред­ставляющих собой минимальные и рациональные размеры потребления важнейших благ и услуг, а также денежных дохо­дов по со­циально-демографическим группам населения;

5) защита покупательной способности населения (индексация заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и вкладов населе­ния в сбербанке).

Таким образом, менед­жмент мы рассматриваем как управление в условиях рыночной экономики, при котором субъект хозяйствования должен:

- использовать экономические методы управления;

- ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;

- производить те виды товаров, которые пользуются спро­сом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной при­были;

- постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;

- ориентировать производственные программы на потребности рынка.

Целью управления в условиях рыночной экономики ста­новится согласование и гармонизация интересов государ­ства, различных социальных групп и частных лиц, ассо­циаций и территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: