Возникновение управления как особого вида общественной деятельности неразрывно связано с разделением и кооперацией труда, которые являются одновременно и условием, и следствием развития производительных сил общества.
Общественное разделение труда заключается в разграничении деятельности людей в процессе совместного труда и закреплении за каждым из участников производственного процесса отдельных видов работ, что позволяет повысить производительность труда на основе его специализации.
Необходимость в кооперации труда возникает в процессе обеспечения максимальной согласованности в работе участников производственного процесса, которыми являются отдельные исполнители или целые группы.
Кооперация труда, таким образом, является следствием процесса его разделения и представляет собой объединение людей для планомерного совместного участия в одном или нескольких связанных между собой процессах труда с целью обеспечения необходимой согласованности между действиями отдельных работников или групп, выполняющих различные трудовые функции.
|
|
Система рыночного управления включает в себя рыночное самоуправление и государственное регулирование рыночной экономики.
Рыночное самоуправление, в свою очередь, предусматривает:
- самоуправление собственника;
- самоуправление предпринимателя;
- профессиональное управление менеджера;
- самоуправление членов трудового коллектива.
Исходным управленческим отношением здесь является самоуправление собственника, который реализует свое право владения, пользования и распоряжения собственностью. При этом функцию самоуправления собственник может осуществлять в полном объеме либо частично.
Самоуправление в полном объеме означает, что собственник берет на себя управленческие функции предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива. Такой вариант рыночного самоуправления характерен для небольших частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Когда же размеры предприятия увеличиваются, то в целях его эффективного функционирования собственник вынужден делегировать функции производительного использования собственности предпринимателю, менеджеру и членам трудового коллектива.
Рыночное самоуправление обеспечивает интересы обособленных субъектов экономической деятельности и не решает задач развития экономики, как общественной и одновременно хозяйственной системы.
Это объясняется тем, что рыночные отношения сами по себе не обеспечивают гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, детям, учащимся), что острее всего ощущается при повышении цен, необходимости трудоустройства, при подготовке и переподготовке кадров. Эти вопросы ложатся на плечи государства и его органов.
|
|
Второй подсистемой рыночного управления является государственное регулирование. При этом различают прямое и косвенное государственное регулирование.
К прямому регулированию относится разработка государством нормативных актов, положений и мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. Оно включает:
- антимонопольное законодательство;
- государственный контроль цен;
- сертификацию продукции;
- субсидирование малого бизнеса, приоритетных отраслей и территорий;
- решение социальных проблем и др.
Косвенное регулирование, в свою очередь, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и охватывает налоговую систему, ценовую, амортизационную, финансово-кредитную политику.
Государственное регулирование осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.
Правовое регулирование реализуется путем разработки нормативных актов, инструкций и методических указаний в области хозяйственного и трудового законодательств, а также системы требований и запретов по экологии.
Экономическое регулирование происходит в форме:
- разработки экономической политики;
- стабилизации денежной и развития финансово-кредитной системы;
- совершенствования системы налогообложения;
- государственного контроля за ценами;
- дифференцировании процентных ставок за кредит и др.
Социальное регулирование охватывает несколько направлений:
1) трудовые отношения (разработка тарифных ставок и сеток, минимальных размеров оплаты труда, нормативов охраны труда);
2) социальные гарантии занятости (что предполагает, в частности, организацию подготовки, переподготовки и трудоустройство граждан);
3) защита социально слабых слоев населения и нетрудоспособных (установление пенсий и пособий, в том числе по безработице);
4) разработка социальных нормативов, представляющих собой минимальные и рациональные размеры потребления важнейших благ и услуг, а также денежных доходов по социально-демографическим группам населения;
5) защита покупательной способности населения (индексация заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и вкладов населения в сбербанке).
Таким образом, менеджмент мы рассматриваем как управление в условиях рыночной экономики, при котором субъект хозяйствования должен:
- использовать экономические методы управления;
- ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
- производить те виды товаров, которые пользуются спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
- постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
- ориентировать производственные программы на потребности рынка.
Целью управления в условиях рыночной экономики становится согласование и гармонизация интересов государства, различных социальных групп и частных лиц, ассоциаций и территорий.