Тема 4. Руководство, лидерство и власть в системах управления

Роль и место функции руководства в современной парадигме эффективного управления.

Лидерство как основополагающая функция современного менеджмента и проблемы ее реализации в управленческой деятельности. Природа лидерства. Определение понятия современного лидерства. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства.

Традиционные концепции лидерства. Теория лидерских черт. Концепции лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Модель «бесконечного множества стилей лидерства» Танненбаума и Шмидта.

Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформационного) лидерства.

Проблемы власти и форм ее проявления на индивидуальном и общеорганизационном уровне. Власть и авторитет власти руководителя-лидера. Вертикальная власть и ее источники. Власть делегирования полномочий в организации.

Горизонтальная власть, ее источники и стратегические возможности. Власть и политическая тактика укрепления ее основ на индивидуальном уровне.

Проблемы совершенствования стиля управления (в государственном управлении и менеджменте). Разновидности стиля управление (директивный, коллегиальный, либеральный) и возможности их применения. Возможности и границы реализации теорий Х и Y Д. МакГрегора и теории Z У. Оучи. Усиление организованности управленческих процессов. Резервы рационализации стиля управления.

Тема 5. Организация процесса профессионального контроля
и проблемы эффективности управления

Сущность профессионального контроля и процесс его организации. Виды контроля и процесс его организации. Инструменты реализации контроля: разработка бюджета и мониторинг данных, отчеты по выполнению производственных обязанностей, личные наблюдения руководителя и оценка им работ на вверенном участке. Разработка и внедрение эффективных стандартов качества.

Современные критерии оценки качества и виды контроля за качеством. Техника проведения контроля за качеством и его реализация: статистические методы, исключение брака, привлечение персонала к управлению производством и контролю за качеством, всестороннее управление качеством. Современные методы оценки степени совершенствования качества.

Общая социальная эффективность управления и современное понятие критериев эффективности. Обобщающие критерии социальной эффективности. Обобщающие критерии социальной эффективности управления: уровень производительности труда, темпы и масштабы роста ВВП, уровень и качество жизни, упорядоченность и надежность общественных отношений. Критерии специальной социальной эффективности управления: целеориентированность, затраты времени на решение управленческих вопросов, стиль функционирования управляющей системы, отражение сложности организации субъекта управления, общие издержки на содержание управляющей системы. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц.

Тема 6. Управление деловыми коммуникациями
в организации

Сущность и роль коммуникаций в управлении организацией. Процесс коммуникации и его осуществление в современной организации — основные требования и закономерности. Анализ процесса деловой коммуникации и техника эффективного осуществления коммуникаций в управленческой практике. Проблемы формирования у менеджера навыка слушать профессионально и активно.

Вербальные и невербальные формы деловых коммуникаций — сущность, взаимосвязь, повышение эффективности реализации. Проблемы организации тренингов навыков общения в современной организации. Общение на формальном и неформальном уровне. Место и роль слухов, толков и сплетен в жизни организации.

Психология деловых коммуникаций — формирование способности убеждать делового партнера. Практика управления «проблемными» сотрудниками. Нейро-лингвистическое программирование как подход к изучению общения людей.

Тема 7. Разработка и принятие эффективных управленческих
решений

Процесс принятия эффективных управленческих решений и разрешения проблем. Источники проблем в современной организации и выбор между альтернативами. Рациональная модель принятия решений и ее анализ. Проблемы и противоречия принятия эффективных решений на практике.

Основные инструменты принятия решений. Процесс выработки и принятия коллективных решений и методы повышения их эффективности. «Мозговые атаки». Оптимизация творческого мышления и ее практическое воплощение.

Тема 8. Управление мотивацией деятельности
сотрудников организации

Сущность и общая характеристика мотивации. Мотивационный процесс. Основные теории мотивации, возможности и границы их использования.

Теории содержания мотивации Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда, Герцберга.

Теории процесса мотивации: ожидания, постановки целей, равенства; концепция партисипативного управления.

Процесс определения факторов, мотивирующих индивидуума. Основные практические методы обеспечения мотивации. Проблемы мотивации опытных и высококвалифицированных сотрудников.

Тема 9. Управление организационными конфликтами
и изменениями

Сущность и основные виды конфликтов в организации. Природа межгруппового конфликта, его модель и типы изменений в поведении при них. Горизонтальный конфликт и его контекстуальные и организационные факторы. Модель сотрудничества в организации, ее основные преимущества и возможные потери в случае организационных конфликтов. Техника управления межгрупповым конфликтом. Вертикальный конфликт. Источники конфликтов между организацией в целом и ее администрацией, с одной стороны, и персоналом организации, с другой. Управление вертикальным конфликтом. Коллективные переговоры. Тактика сотрудничества.

Базовые стратегии управления деловыми конфликтами, возможности и границы их реализации. Проблемы определения собственного стиля разрешения делового конфликта и его оптимизация.

Управление изменениями в организации. Осуществление процесса перемен как последовательное прохождение трех его основных фаз — «размораживание», «изменение» и «повторное замораживание».

Управление организационным развитием.

Основные проблемные блоки программы курса «Прикладной менеджмент» (темы 1–9) составлены в целях развития идей учебной дисциплины «Теория управления» и для перевода полученных студентами теоретических знаний в практическую плоскость.

Во избежание дублирования учебных материалов, изучаемых студентами в дисциплинах управленческого цикла (таких, как «Теория организации», «Стратегическое управление», «Управление персоналом», «Психология управления и организационное поведение» и других), в рамках вышеизложенной программы курса «Прикладной менеджмент» на учебных занятиях приоритет должен отдаваться изучению:

— систем управления эпохи ИР и их национальной специфики (в том числе, российской);

— основных профессиональных функций менеджера и условий их оптимальной реализации;

— основных управленческих навыков и возможностей их оптимизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: