Неудовлетворенные потребности личности и их влияние на устойчивость брака

Как известно, удовлетворение материальных и духовных потребностей личности является необходимым условием ее нормального функционирования, условием трудовой и другой активности, В случае, если те или иные по­требности личности не удовлетворяются или удовлетво­ряются в минимальной степени, могут происходить раз­личные нарушения в системе жизнедеятельности лично­сти. Социально-экономические, психологические и физио­логические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана.

К сожалению, в научной литературе остались без внимания и анализа те жизненные ситуации, в которых потребности членов семьи не удовлетворяются или удов­летворяются недостаточно. В подобных ситуациях чле­ны семьи испытывают лишения, нужду, острую нехватку средств. Возникает вопрос: в какой мере подобные ли­шения разрушают устойчивость брака, как они влияют на супружеские взаимоотношения, что происходит с че­ловеком, когда не удовлетворяются его разнообразные потребности?

Отсутствие возможностей удовлетворения тех или иных потребностей личности создает чрезвычайную си­туацию, так как порождает самые разнообразные отри­цательные чувства, состояние социального и психологи­ческого дискомфорта, напряжения, лишения. Например, соматические и психические изменения, связанные с хро-


ническим голодом, известны не только медикам, но де­сяткам и даже сотням миллионов людей, живущих на Земле.

Во многих жарких и засушливых районах мира обес­печение пресной водой без всякого преувеличения явля­ется вопросом жизни и смерти. В этом отношении нет никакой нужды описывать психические состояния и ощу­щения человека, испытвтающего жажду. Ощущения го­лода и жажды — наиболее яркие примеры психических следствий при неудовлетворении жизненно важных по­требностей личности.

Неудовлетворение других потребностей личности, осо­бенно так называемых социогенных, возможно, и не так катастрофично, как удовлетворение потребностей в пи­ще и воде, но тем не менее последствия могут быть самые тяжелые и мучительные для психического здо­ровья личности.

Если в браке не удовлетворяется сексуальная потреб­ность хотя бы одного из супругов, то возможны раз­личные отрицательные последствия: измена, половая холодность женщины, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость се­мейных отношений ставится под угрозу.

Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей за­труднено или блокировано. Можно сказать, что всем нам хорошо известно состояние ли1ления, дефицита или, другими словами, депривации.

Социальная депривация — это прежде всего те ли­шения и трудности, которые испытывает человек в об­щественно-экономическом бытии.

Иными словами, депривация — такое состояние, в ре­зультате которого сформировавшиеся в прошлом потреб­ности личности (семьи, коллектива и т. п.) не удовлет­воряются или удовлетворяются в минимальной степени. Блокирование удовлетворения потребностей вызывает состояние психической напряженности и часто может приводить к весьма отрицательным последствиям как для самого объекта депривации, так и для среды его ближайшего окружения. Итак, если члены семьи не мо­гут удовлетворить свои материальные или эмоционально-психологические потребности, то возникает семейная де­привация. Под ней мы понимаем объективно выражен­ную и субъективно оцененную резкую нехватку или отсутствие средств для удовлетворения потребности.


Естественно, что при отсутствии той или иной потреб­ности наличие блокирующих условий ее удовлетворения (наличие депривационной ситуации) не может вылиться в депривацию. Так, например, возросший дефицит на места в детские ясли не отразится на поведении лю­дей, не имеющих ребенка, хотя сама по себе деприва-ционная ситуация будет налицо. Она будет существовать в виде информированности о дефиците и определенного отношения к нему. Однако в данном случае и знание, и отношение, существуя как таковые, не значимы для.личности, они не повлекут за собой изменения ее пове­дения. Таким образом, очевидно, что возможность удов­летворения несформированной потребности не может привести к депривации.

Следует отметить,.что, говоря о депривационной си­туации и о социальной депривации как таковой, мы относим их к блокированию определенной, конкретной потребности, а не к общему состоянию личности. Сово­купность тех или иных неудовлетворенных или мини­мально удовлетворенных потребностей личности постоян­но влияет на степень удовлетворенности человека жиз­нью вообще и семейной жизнью в частности. Более того, комплекс неудовлетворенных потребностей, созда­вая мощное психическое напряжение, является питатель­ной почвой для развития депривационной ситуации от­носительно комплекса других потребностей. Указанную.взаимозависимость условий удовлетворения потребностей можно проследить на примере конфликтов, возникаю­щих между супругами и родителями, детьми из-за ост­рого дефицита времени на общение и хронических на­пряжений, которые в свою очередь были вызваны чрез­мерной загрузкой на работе или решением бытовых вопросов.

Соотношение, комбинация потребностей, удовлетво­ряемых в различной степени, дифференциация влияния частных депривации на общий уровень состояния лич­ности — вопрос следующего, более высокого уровня изу­чения, анализ которого мы приведем несколько позже.

При наличии той или иной потребности возникает необходимость в ее удовлетворении, с позиции которой рассматриваются различные ситуации, представляющие собой условия реализации потребности. Условия реали­зации— объективные возможности удовлетворения по­требности. Но для депривационной ситуации характерно не только наличие объективно неудовлетворительных 62


условий, но также и признание их таковыми личностью, супружеской парой.

Проиллюстрируем сказанное примером. Степень удо­влетворения целого комплекса потребностей — будь то физиологические, психологические или социальные — на­ходится в зависимости от размера душевого дохода. В данном случае критерием оценки условий реализации потребностей является разница между индивидуальным доходом и прожиточным минимумом. Если разница от­рицательная, т. е. доход меньше прожиточного мини­мума, то реализация одних потребностей затрудняется, других блокируется. И наоборот, чем больше положи­тельная разница, тем более благоприятные условия соз­даются для удовлетворения потребностей.

В данном случае величина душевого дохода высту­пает объективным фактором депривационной ситуации. Субъективным фактором является степень удовлетворен­ности личности, супружеской пары данным уровнем обеспеченности, т. е. оценка достаточности уровня до­хода для реализации потребностей. Одной группой лиц ежемесячный душевой доход в размере 120 руб. может расцениваться как вполне удовлетворительный, другой — как минимально достаточный, третьей — как совершенно неудовлетворительный. Таким образом, самые, казалось бы, благоприятные жилищные или, допустим, матери­альные условия могут выступать и как достаточные и как недостаточные для реализации тех или иных по­требностей.

Таким образом, одним из наименее изученных и, на наш взгляд, весьма перспективных направлений социоло-го-демографических исследований семьи является проб­лема семейного восприятия, оценки разнообразных усло­вий жизнедеятельности. Возможно, что при углубленном анализе данного раздела мы сможем ответить на вопрос, почему при равных социально-экономических условиях одним парам удается сохранить семью, а другим нет.

Теория социальной депривации, позволяющая отве­тить на вопросы, какая степень ограничения и каких именно потребностей приводит к дезорганизации дея­тельности семьи, теснейшим образом связана с концеп­цией устойчивости брака. Строго говоря, семейная де-привация является составной частью концепции устой­чивости брака, так как последняя рассматривает систе­му факторов, влияющих на степень оптимальности функ­ционирования семейной структуры. Заметим, что по-


добная трактовка устойчивости брака возникла из по­пытки дифференциации браков не только по критерию сохранения или несохранения официального брачного статуса, но и с точки зрения удовлетворенности супру­гов в целом семейной жизнью.

'Когда мы говорим об устойчивости брака, мы вы­деляем две основные системы факторов, ее определяю­щих. Первая — система социально-экономических факто­ров (жилье, материальное положение, бюджет времени, условия труда и т.п.), которая является ведущей. Вто­рая— система социально-психологических факторов, ко­торая определяет степень успешности выполнения суп­ружеской парой всех многообразных семейных функций, степень, успешности семейного сотрудничества и коопе­рации, степень удовлетворенности семейной жизнью. Устойчивость брака зависит от взаимосвязанных дей­ствий факторов обоих порядков.

В том случае, когда возможность удовлетворения потребностей одной или сразу двух систем ограничена (блокирована), возникает дестабилизация брачно-семей-ной жизни. Таким образом, в отношении семейной де-привации логично выделить те же две системы.

Социально-психологическая депривация — ограниче­ние многообразных потребностей, связанных с семейным общением, сотрудничеством, и в первую очередь — с Де­фицитом эмоционально-психологических потребностей. Любые потребности личности могут удовлетворяться социально-приемлемым путем, в рамках сложившихся культурных норм, правил, традиций, обычаев. В усло­виях социального дефицита потребности могут удовлет­воряться антисоциальным путем. Например, материаль­ное благосостояние семьи можно обеспечить честным трудом в общественном производстве, но оно может быть обеспечено и через спекуляцию, хищение, другие противоправные поступки.

Социальные лишения и трудности, социальный дефи­цит средств и возможностей удовлетворения потребно­стей раскрывают нам путь к анализу и пониманию раз­личных социальных отклонений в поведении людей.

Социальные лишения, трудности, постоянный дефи­цит средств и возможностей удовлетворения потребно­стей может вызывать в поведении людей агрессивность, наступательность, жадность, жесткую борьбу за свое «место под солнцем», карьеризм, делячество и т. д. Таким образом, концепция социальной депривации


дает нам систему социальных факторов, определяющих и объясняющих совершенно, казалось бы, различные со­циальные явления: хищения социалистического имуще­ства, карьеризм, вещизм, аморализм и многое другое. Данная концепция имеет широкие эвристические воз­можности: с ее помощью легко перебрасывается «мо­стик» от социологических и экономических наук к су­губо медицинским проблемам, а именно социальным проблемам психического здоровья населения. Ибо не­удовлетворенные потребности различного содержания, плана, характера влияют на психическое здоровье чело­века, на его уравновешенность или неуравновешенность. Итак, социальная депривация вызывает различную по степени и интенсивности физиологическую, психологиче­скую, социальную напряженность и дискомфорт. Она свя­зана с целым рядом различных отрицательных эмоций,ч которые и приводят то ли к депрессии, то ли к чувству по-* давленности и угнетенности. В других обстоятельствах лишения, нужда, связанные с неудовлетворенными или частично удовлетворенными потребностями, вызывают гнев, раздражение, ненависть.

Вполне-естественно, что с помощью концепции со­циальной и психической депривации мы можем по-но­вому взглянуть на проблемы устойчивости семьи, более четко и ясно сознавая все те многочисленные трудно­сти, с которыми сталкиваются мужчины и женщины в семейной жизни.

О ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЯХ И КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Анализ мотивов разводов показывает, что в них отражается субъективная оценка бракоразводного про­цесса глазами каждого из супругов. Как правило, ви­новником несчастья является другая сторона. Поэтому нельзя сделать никаких объективных выводов о самих трудностях супружеской жизни. Создается ложное впе­чатление, что у семьи их просто нет. Мотивы разво­дов— это скорее всего субъективное обоснование для себя и для суда предпринятого решения расторгнуть брак с конкретным человеком. Для создания более или менее объективной картины неблагополучных процессов в супружеской жизни необходимо проанализировать те трудности, с которыми они встречаются в семейной жиз­ни. По-видимому, следует исходить из простого и почти

65


самоочевидного положения, что жизнь сама по себе трудна, т. е. связана с постоянным преодолением тех или иных препятствий.

Любая деятельность, учеба, овладение профессией •также связаны с преодолением бесчисленных трудностей. Сам труд неизбежно связан с определенным усилием, нервным напряжением, какими-то препятствиями, слож­ностями, значительными затратами физических сил и психофизической энергии. Пока неясно, что появилось первым в нашем языке: слово «труд» или «трудно», но их глубокая смысловая связь несомненна.

Малышу трудно научиться ходить, очень трудно на­учиться держать ложку в руках и самому одеваться. Очень трудно, особенно в первые дни, в первые недели, быть в детском саду вдалеке от мамы. Трудно научиться писать, читать, решать математические задачи. Следо­вательно» необходимы усилия, постоянная тренировка для выработки тех или иных навыков и умений.

Понятие «жизненная трудность» для нас важно для того, чтобы полнее и точнее охарактеризовать психоло­гическую и социальную зрелость личности. Подготовлен­ность человека, его способность преодолевать любые жизненные трудности — один из важнейших показате­лей зрелости. Трудности брачной и семейной жизни самые разнообразные. В совместной деятельности суп­ругов они вполне преодолимы. Поэтому, когда мы ана­лизируем проблемы брака и семьи, то для нас особенно важным является способность и умение супругов пре­одолевать различные жизненные трудности.

Само собой разумеется, что различное материальное и жилищное обеспечение семьи может совершенно по-разному отражаться в сознаний супругов. Например, за­работок в размере 180—200 руб. может казаться одному весьма приличным и достаточно высоким, а другому — низким. Поэтому любые жизненные трудности, субъ­ективно отражаясь в психике супругов, создают неоди­наковую психическую напряженность, различное отно­шение, которое и отражается в реальном поведении.

То, что для одного из супругов может быть предме­том тяжелых переживаний, для другого — заурядный житейский случай, который хотя и вызывает отрица­тельные эмоции, однако небольшого накала.

По-видимому, относительно самостоятельным вопро­сом является степень, так сказать, тренированности че­ловека, т. е. как он подготовлен к преодолению трудно- 66


стей всей предшествующей жизнью. Именно данным об­стоятельством определяется часто необыкновенная жиз­нестойкость особо талантливых деятелей науки и искус­ства, которые «сделали сами себя», преодолев различ­ного рода препятствия и трудности. Таким примером является Мартин Идеи в романе Джека Лондона. Он преодолел, казалось бы, непреодолимые препятствия. Сама жизнь подготовила его к преодолению все новых и новых преград на пути к своей мечте.

Итак, с психологической точки зрения мы говорим о стрессоустойчивости человека, а в простом житейском плане — о его жизнестойкости. Сам процесс жизни стано­вится для человека «университетом». Чтобы достичь за­думанного, ему необходимо научиться преодолевать трудности, которые в жизни практически неизбежны.

Преодоление трудностей обязательно связано с пси­хическим напряжением. Люди с разной силой нервной системы могут выдержать и разные психические напря­жения. В данном случае речь идет о различных возмож­ностях индивида успешно или неуспешно справляться с трудностями и препятствиями.

Итак, когда мы говорим о способности человека преодолевать те или иные жизненные трудности, то сле­дует учитывать: а) силу нервной системы; б) состояние нервно-психического здоровья; в) субъективное восприя­тие трудностей; г) усилия, напряжения, необходимые для преодоления трудностей; д) степень социального научения в преодолении трудных жизненных ситуаций. Будет вполне логичным обычные житейские трудно­сти отделять от таких, когда важные проблемы для дан­ного брака или семьи на определенном этапе просто неразрешимы (например, невозможность получения жилья, очень низкий материальный достаток). Их можно обозначить как критические жизненные ситуации. Имен­но они являются наиболее опасными для брака и семьи, так как создают ситуацию постоянного неудовлетворе­ния основных потребностей супругов, что в свою оче­редь приводит к хроническому психическому напряже­нию.

Критические жизненные ситуации различаются по временной длительности (например, жилищная проблема неразрешима для супругов в течение многих лет). Есте­ственно, что содержание и характер критической жиз­ненной ситуации зависят от того, какая именно потреб­ность не удовлетворяется.


У супругов могут возникать и одновременные трудно­сти самого различного характера: материальные, жилищ­ные, конфликты с родителями той или другой стороны, разнообразные трудности на работе, дефицит времени, болезни детей и собственное нездоровье, невозможность или трудность с устройством ребенка в детский сад и др. Следовательно, психика человека должна быть го­това выдержать одновременные трудности и лишения. В сложившейся ситуации все опять зависит от степени психического напряжения, создаваемого жизненными трудностями, их длительностью, с одной стороны, и, с другой — от состояния психического здоровья данной личности, от типа нервной системы и темперамента.

Здесь надо оговориться, что тот или иной человек может уметь преодолевать трудности в одиночку, орга­низуя всю свою деятельность и поведение для достиже­ния поставленной цели. Однако тот же человек иногда не может это делать совместно с кем-то, т. е. у него нет навыков совместного, кооперативного поведения, кото­рое характерно для семейного взаимодействия. Следо­вательно, имеется специфический ряд трудностей, свя­занных с человеческими взаимоотношениями, с навыка­ми и умениями действовать сообща, коллективно. Соб­ственно говоря, речь идет о трудностях совместной дея­тельности, где существуют нормы и правила, права и обязанности, разделение труда, общие цели и задачи. Подобная совместная деятельность также характерна для семейной жизни.

Трудности и критические жизненные ситуации могут вызывать у одного или одновременно у обоих супругов стресс, кризис, которые характеризуются различной си­лой и степенью психического напряжения. С точки зре­ния медицинской психологии и психиатрии различные жизненные трудности и критические жизненные обстоя­тельства интерпретируются как психотравмирующие факторы.

Таким образом, в семье создается сугубо отрица­тельная психологическая обстановка. В подобных усло­виях ссоры и конфликты между супругами приобрета­ют особую разрушительную силу. В этой связи следует принципиально по-новому оценивать мотивы разводов как сугубо субъективное отражение всех тех трудностей и критических ситуаций, с которыми столкнулись супру­ги в совместной брачной жизни. За теми мотивами, ко­торые фигурируют в бракоразводных процессах, стоят 68


скрытые глубинные социально-экономические и социаль­но-психологические факторы, которые могут разрушать

семейную жизнь.

Она объективно связана с самыми разнообразными трудностями и критическими ситуациями. Очень часто напряжения, вызванные объективными трудностями се­мейной жизни, становятся хроническими, а отрицатель­ные эмоции — постоянными и устойчивыми. У каждого из супругов накапливается чувство неудовлетворенности супружеской жизнью. Характер совместной жизни таков, что невольно в сознании супругов все трудности связы­ваются с личностью другого брачного партнера. Таким образом, постепенно он как бы становится «виновником» тех неблагоприятных условий, в которых оказалась семья. Вспомним традиционные, стереотипные обвинения жен в адрес мужей: «Ты не можешь обеспечить семью». Вполне естественно, что тот, кому выдвинуты те или иные несправедливые обвинения, предпринимает попыт­ки себя оправдать. Таким образом, основа для ссор и конфликтов налицо. Так возникает «явление снежного кома», когда один конфликт порождает нескончаемую цепь других. Супруги переходят на критику личностных особенностей друг друга," в эмоциональных ссорах на­чинаются оскорбления и унижения, которые болезненно задевают чувство собственного достоинства, самую бо­лезненную и самую чувствительную часть нашего «Я».

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СУПРУГОВ

Термин «ценность» широко используется в социологиче­ской и философской литературе. Все многообразие пред­метов и явлений окружающего человека мира оценива­ется им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности.

Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действия, ситуа­ции, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззренческие взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демо­кратии и др.

В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, неж­ность.

Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, по-


могает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости.

Она позволяет организовать, систематизировать са­мую разнообразную информацию, которую человек по­лучает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений.

Поэтому можно утверждать, что ценностные ориента­ции личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сфор­мировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях.

Из системы ценностей личности вытекает и мотива­ция деятельности, которая является сознательным обос­нованием необходимости свершения тех или иных дей­ствий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из систе­мы ценностей личности, которая сама базируется на си­стеме потребностей.

Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворя­ются, с его точки зрения, важные потребности.

Система ценностей — один из важнейших компонен­тов внутренней структуры личности. С ее помощью че­ловек легко отграничивает важное от неважного, суще­ственное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, вле­чений, интересов.

Это придает поведению человека определенную ста­бильность, устойчивую направленность, организован­ность. Более того, если мы хорошо знаем систему цен­ностей конкретного человека, то в принципе мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных об­стоятельствах.

Система ценностей личности определяет направлен­ность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо,, не­обходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отно­шениях в семейной жизни. Супруги в принципе хорошо знают систем/ ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера.

Когда молодые люди вступают в брак, то у них в 70


принципе существуют одинаковые общечеловеческие цен­ности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же со­циальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивиду­альные особенности, жизненный опыт, личная судь'ба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бы­вают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молоды­ми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и не малый, чтобы наступила взаимная притирка взглядов. Мы называем данный про­цесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.

Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъек­тивном восприятии выступают как определенные ценно­сти.

В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных по­требностей: материальных, психологических, физиологи­ческих, эстетических, нравственных.

Ценностная система личности — сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социоло­гам и психологам еще предстоит многое изучить в дан­ной области. Отметим, что в социологии принято гово­рить не о системе ценностей личности, а о системе цен­ностных ориентации, но мы полагаем, что это одно и

то же.

Система ценностей дает возможность личности ре­шить, что для нее значимо и важно в брачной и семей- • ной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здо­ровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, забот­ливость со стороны партнера; материальное благосостоя­ние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здо­ровье как свое собственное, так и другого партнера; хо­рошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессио­нальный успех и карьера.

Ценности личности организованы в определенную иерархическую структуру по степени их важности, акту­альности, необходимости в данный период жизни чело­века. Подобная иерархическая структура не является


застывшей. Напротив, она достаточно гибка и динамич­на. Так, для молодого человека, только что закончив­шего школу, предел мечтаний — поступить в любимый вуз и приобрести желанную профессию. В данный пери­од потребность в получении образования и выборе про­фессии является самой важной ценностью, занимающей первое место в системе ценностей. Когда мечта осущест­вилась, эта ценность уходит на третий или четвертый план. Например, через некоторое время молодой человек влюбляется в красавицу-сокурсницу. Теперь его высшую ценность представляет ее внимание, ее ответное чувство. Молодые люди поженились, и со всей остротой перед ни­ми встал жилищный вопрос. Квартира в данный период у молодоженов является ведущей ценностью.

Как мы убедились, одна и та же ценность может за­нимать разное порядковое место по значимости в раз­личные периоды жизни человека. Естественно, что зна­чительные расхождения в индивидуальных системах цен­ностей и приводят к многочисленным конфликтам раз­личной разрушительной силы для брачного союза.

Итак, расхождения супругов во взглядах и представ­лениях весьма многолики. Для большей точности науч­ного осмысления мы их называем расхождениями в ин­дивидуальных системах ценностей. Они порождают осо­бую группу конфликтов между супругами. К сожале­нию, подобные конфликтные ситуации раньше не изуча­лись, и мы не имеем конкретной социологической инфор­мации по этому вопросу. Сейчас, можно лишь утверж­дать, что анализ мотивов разводов, увлечение которым мы и сами пережили, ничего не дает для понимания конфликтов супругов на базе несовместимости их цен­ностей.


СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ОСОБО ОПАСНЫЕ СЛУЧАИ

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СУПРУЖЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Наш опыт консультативной работы с разводящимися супругами привел к выводу, что эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я»'— один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эго­изм и эгоцентризм супругов приводят к крушению брач­ного корабля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультирова­нии разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концент­рация внимания и всей психической энергии на собст­венном «Я».

Если мы проанализируем всю так называемую нашу душевную жизнь, то заметим, какое огромное место мы отводим размышлениям о самих себе.

Как правило, в подобных размышлениях мы занима­емся крайним самовосхвалением, самопочитанием, возве­дением себя на различные нравственные пьедесталы. Са­мовозвеличивание— очень страшная нравственная бо­лезнь, так как мы часто забываем всякую меру. Путь к собственному культу личности самый простой, бесхит­ростный и примитивный, если безоговорочно следовать своим страстям и желаниям, если исключить всякие во­левые усилия.

Наше «Я» всегда стремится к главенству, старшин­ству, лидерству, превосходству над другими людьми. «Я» — практически всегда диктатор и повелитель, что является одним из главных источников конфликтных си­туаций.

78


Концентрация на своем «Я» мешает занять необхо­димую и, объективную позицию, проанализировать соб­ственные поступки несколько отвлеченно, беспристра­стно.

«Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и «Они», из ложного понимания нравственных отношений с дру­гими людьми.

Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связ-аны с формированием автоном­ного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство меры и не усвоены социальные нор­мы ответственности, долга по отношению к другим лю­дям.

Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на разду­тых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окру­жающим людям, с одной стороны, и крайней нравствен­ной безответственности — с другой. Эгоистическая лич­ность требует для себя от других по максимуму, а отда­ет другим по минимуму.

Между тем семейная жизнь всегда требует учета ин­тереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исклю­чает такой учет интересов и тем более настоящую за­боту о других близких людях.

Источник эгоцентризма следует искать в детских го­дах, когда в родительской семье ребенок, с одной сто­роны, был центром внимания всех ее членов, а с дру­гой— он не был приучен заботиться о маме, папе, де­душках и бабушках, братьях и сестрах. Особенно силь­ный эгоцентризм характерен для единственных детей в семье.

К сожалению, в семейной педагогике упускается важнейший аспект нравственного воспитания личности ребенка: способность заботиться о близких и дорогих нам людях, а также о людях вообще. Почему-то и в на­учной, и в научно-популярной литературе по педагогике не делается упор на эту, прямо скажем, основополагаю­щую способность. Без наличия такой способности вряд ли будет плодотворно и эффективно сотрудничество в любых социальных группах.

Как часто на бракоразводных процессах за внешним 74


нагромождением взаимных претензий бывших супругов приходится наблюдать жесточайшую борьбу двух эгои­стов, не желающих ничего видеть и слышать, не способ­ных ни о чем думать, кроме как о своих корыстных ин­тересах.

По нашему мнению,, забота о близких: детяхг роди­телях, муже, жене, брате, сестре и т. д.— основное нрав­ственное качество личности. Вряд ли дружеские, любов­ные и супружеские взаимоотношения смогут долго про­существовать без наличия подобного качества. Забота о другом человеке прежде всего предполагает, что мы отождествляем свои интересы с интересами партнера, его потребности и желания мы рассматриваем как соб­ственные. В подобных случаях наше «Я» неотделимо от «Я» другого человека. Слияние двух «Я» — необходимей­шее условие настоящей дружбы, любви — основного фун­дамента супружеских отношений. Максимальный учет интересов, желаний, намерений, потребностей и ценно­стей брачного партнера — одно из важных и существен­ных условий брачной и семейной жизни.

Разумеется, здесь необходимо учитывать еще и дру­гое условие: сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека. Это второй важнейший показатель нравственной воспитанности че­ловека, его психологической зрелости.

Существует так называемая линейная шкала, край­ним полюсом которой, по определению психиатров, яв­ляются «бесчувственные психопаты», т. е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопережи­вания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными ка­чествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания,'способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека * различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональ­ной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с по­мощью которых можно также выявить степень развито­сти чувства эмпатии (синтонии) у конкретного человека.

* В медицинской психологии и психиатрии совокупность этих чувств называется эмпатией или синтонией.

75


Отношение человека к человеку — одна из централь­ных проблем психологии, этики и нравственной филосо­фии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, ко­торый связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими пробле­мами, т. е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.

В межличностных семейных отношениях очень мно­гое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т. е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался про­цесс ее социализации под влиянием семьи, школы и все­го социального окружения.

Каждая личность в процессе своего становления ис­пытывает массу отрицательных влияний, многие из ко­торых являются настоящими психическими травмами. Найдется немного счастливцев, которые воспитывались в достаточно гармоничных социальных условиях.

Кроме того, следует учитывать, что человек — сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицатель­ные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность и так до бесконечности. В евро­пейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно описал Блез Паскаль: «Мы не довольству­емся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным су­ществом,— нам надо создать в представлении других людей некий воображаемый образ, и ради этого мы ста­раемся казаться. Не жалея сил, мы постоянно приукра­шиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопим­ся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы укра­сить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас под­линных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы про­слыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожества нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется ни самим собою, ни своим выдуманным двойником и часто меняет их местами!.. Мы так тщеславны, что хо­тели бы прославиться среди всех людей, населяющих 76


землю,— даже среди тех, что появятся, когда мы уже ис­чезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуем­ся доброй славой среди пяти-шести близких нам лю­дей» 12.

К сожалению, природа человека такова, что он дей­ствительно не хочет знать правды о самом себе, и вряд ли есть какие-либо преувеличения в проницательных и глубоких мыслях Блеза Паскаля.

К сожалению, в характере практически всех людей имеются те или иные недостатки, влияющие на супру­жеские отношения. Например, стремление к чистоте и по­рядку в квартире — весьма похвальное качество каждой женщины, но даже такая черта, доведенная до чрезмер­ной крайности, становится буквально навязчивой идеей и" усложняет жизнь всех членов семьи.

Известная строгость отца к проступкам детей естест­венна и необходима, однако в отдельных случаях она может дойти до холодной жестокости и постоянного фи­зического наказания детей. Можно было бы еще при­вести примеры, как самые, казалось бы, вполне положи­тельные черты характера или поведения могут выливать­ся в свою противоположность. В последние два десяти­летия в медицинской психологии были введены такие понятия, как «акцентуированная личность», «акцентуи­рованный характер»13. «Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнару­живается избирательная уязвимость определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышен­ной устойчивости к другим» н. При большей выражен­ности акцентуированных черт характера они могут на­кладывать отпечаток на всю личность и в значительной мере осложнять взаимоотношения с другими людьми 15. При внимательном изучении оказалось, что личности с акцентуированными чертами характера составляют до­вольно большой контингент. Проф. К. Леонгард (ГДР) отмечает следующее обстоятельство: «...население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50%—стандарт­ный тип людей. В отношении населения какого-либо го­сударства данные могут оказаться совершенно други­ми» 16.

В реальной жизни не так уж редко приходится встре­чаться с людьми, для которых характерна ложно поня­тая ими гордость. Она представляет чрезмерно высокое


мнение о самом себе, ни на чем не основанное высоко­мерие, надменную кичливость. Для подобных людей ха­рактерно стремление значить больше, чем они есть на самом деле. Они часто стремятся выделиться среди окру­жающих, обратить на себя внимание, чем-то «блеснуть» и чем-либо похвастаться. Подобные черты характера, безусловно, затрудняют эффективное и плодотворное сотрудничество с другими людьми.

Установление нормальных отношений с другими людьми также затрудняется в тех случаях, когда мы крайне нетерпимы к чужим мнениям и суждениям.

Разумеется, в данном случае наши рассуждения о че­ловеческих слабостях и недостатках весьма абстрактны, так как для каждого конкретного человека характерен свой уникальный набор тех или иных несовершенств. Ясно лишь то, что давно уже следует отказаться от при­митивной схемы, состоящей в том, что есть «хорошие» люди и есть «плохие». Первой группе людей свойствен­ны только положительные черты, а второй — только от­рицательные. Классики мировой литературы прекрасно понимали сложнейшую диалектику сочетания и положи­тельного и отрицательного в одном человеке. Например, Лев Николаевич Толстой в своих дневниках за 1898 год писал: «Одно из величайших заблуждений при сужде­ниях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, сла­бым, а человек есть все: все возможности...» 17

Далее он пишет: «Как бы хорошо написать художе­ственное произведение, в котором бы ясно высказать те­кучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильней­шее существо» 18.

Подобная идея воплощена и в произведениях Ф. М. Достоевского, который замечательно показал мно-голикость, многозначность человека.

Таким образом, при анализе человеческих поступков, поведения, супружеских конфликтов нас ожидают опре­деленные успехи лишь тогда, когда мы признаем жесто­кую правду: в каждом человеке много тех или иных не­достатков, которые осложняют жизнь близких и дорогих ему людей.

78


СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ

И СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В БРАКЕ

Измена — одна из малоисследованных проблем брачной жизни. Сложность заключается в том, что она отражает много противоречий, конфликтов, дисгармоний между супругами, следовательно, несет в себе массу разнооб­разных психологических мотивов. В результате измены зачастую разрушается супружеская жизнь/)Для иссле­дователей семьи интересны прежде всего причины и мо­тивы измены, т. е. почему женатый мужчина или замуж­няя женщина решаются на измену, что толкает их к этому^Можно предположить, что к измене приводят че­ловека разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений между супругами^) Как и почему происходит это разочарование, как диалектически изме­няется первоначальное чувство любви и переходит в без­различие, вражду, неприязнь, а порою даже и в нена­висть? Почему между супругами возникает психологиче­ская отчужденность?

Общеизвестно, что одиночество в браке вследствие отчужденности — весьма распространенное явление. Сле­дует обратить внимание также на то, что значительная часть браков держится на общей заботе о детях, общей площади, общем имуществе и т. д. Супруги по взаимной договоренности могут вести совершенно автономную лич­ную жизнь, которая возникает стихийно как результат отчуждения. Они не хотят или не могут развестись из-за детей или по каким-то другим мотивам.

^'Измена как причина разводов по сути дела является следствием неудовлетворенности супружескими взаимо­отношениями. За изменой скрываются многие социально-психо'логические явления самого различного характера и свойства^ Общественные институты, система господст­вующих взглядов и воззрений поддерживают моногамию моральными нормами, обычаями, традициями. Моногам­ный брак прошел длительный период развития, и сло­жившиеся формы супружеских отношений поддержива­лись религиозными и юридическими актами. Собствен­ность, наследование ее, преемственность собственно­сти детьми — вот что явилось основой моногамного брака..

Первоначальное проявление супружеской верности исходило из необходимости мужчины быть уверенным в единокровии своих детей.

79


В художественной литературе XVIII—XIX вв. изо­бражение обманутого мужа, любовных похождений му­жа или жены — довольно распространенная тема. Воз­можно, что в литературе нашел отражение тот факт, что буржуазный брак в большинстве случаев заключался по расчету: он являлся средством материального (а иногда и политического) укрепления семьи. Это деловой, дого­ворный брак, цель которого увеличить доход, улучшить материальное положение одного или обоих супругов. Иными словами, материальные или другие какие-либо прагматические интересы стояли выше любви. Естествен­но, такой брак не исключает каких-либо положительных чувств и эмоций супругов друг к другу, однако они не являются ведущими и определяющими. В данном случае измену можно рассматривать как определенное допол­нение к браку, ибо один из супругов не находит в нем возможности удовлетворить свои потребности в ласке, нежности, заботе, взаимопонимании и т. д.

По-видимому, целесообразно остановиться на понятии супружеского долга. Он представляет осознание челове­ком своих обязательств перед брачным партнером, отож­дествление своих личных интересов с общими интересами семьи. В таком понимании супружеский долг — внутрен­нее побуждение, ставшее нормой поведения человека.

Понятие супружеского долга разными людьми может восприниматься по-разному. Это зависит от внутреннего, нравственного развития. Все люди так или иначе при­знают супружеские обязанности, вытекающие из супру­жеского долга. Однако далеко не всех можно назвать высоконравственными людьми. Об этом еще в прошлом веке метко и необычайно точно писал Н. А. Добролюбов: «Не того можно назвать человеком истинно нравствен­ным, кто только терпит над собою веление долга, как ка­кое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а, именно того, кто заботится слить требования долга с потребно­стями внутреннего существа своего, кто старается пере­работать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение» 19.

Естественно, чувство долга часто связано с готов­ностью к самопожертвованию своими собственными ин­тересами ради благополучия другого брачного партнера. Такое самопожертвование дается человеку легко, когда один супруг отождествляет свое «Я» с «Я» другого. 80


Кроме того, «любя друга, мы любим собственное бла­го, ибо хороший человек, став нашим другом, становится благом» (Аристотель). То же самое можно сказать и о супругах, между которыми установилась прочная друж­ба, тогда и верность выступает как нравственный долг перед партнером.

Верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Верность взятым на себя обязательст­вам всегда была цементирующим и связывающим узлом любого дружеского союза», любой большой или малой социальной группы. Верность родине, верность воинско­му долгу, верность и преданность каким-то идеалам все­гда культивировались общественным мнением.

Антиподом верности выступает измена. Самые древ­ние памятники культуры донесли до нас восхваление и возвеличивание верности. И наоборот, нет ничего позор­нее и гнуснее измены. Верность есть убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Она ассоциируется с преданностью.

В психологическом плане верность — эмоционально-психологический комплекс отождествления себя с груп­пой, родиной, идеями, близкими, детьми и т. д.

Верность — особая социокультурная ценность, кото­рая сама по себе приобрела смысл и значение в жизнен­ном положении человека. В современном браке верность, преданность регулируются скорее нравственными связя­ми и отношениями супругов, хотя верность подкрепляет­ся и юридическими санкциями, так как измена считает­ся достаточным основанием для расторжения брака.

Мерилом нравственных отношений между супругами являются их воспитание, культура, ответственность друг перед другом, готовность жить для других, о чем так хорошо сказал Н. А. Добролюбов. Человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счасть­ем. Если кто не чувствует в себе такой способности, зна­чит, он еще мало развил в себе истинно человеческие элементы, значит, животные потребности слишком силь­но преобладают в нем.

А теперь перейдем к анализу интимных отношений. О половых потребностях человека написано немало. Спе­циальные разделы медицинской науки — сексология и сексопатология — изучают закономерности сексуальной жизни человека в норме и патологии. В последние деся­тилетия усилиями ученых-медиков под руководством


проф. Г. С. Васильченко созданы капитальные труды «Общая сексопатология» (М, 1977) и «Частная сексопа­тология» в двух томах (М., 1983), которые получили ши­рокое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Известность и популярность получила также книга проф. "А. М. Свядоща «Женская сексопатология» (М., 1974). Указанные работы являются специальными изда­ниями, получившими официальный статус руководства для врачей. Научно-популярная литература по сексуаль­ным проблемам многообразна и вполне достаточна для санитарно-гигиенического образования рядового читате­ля *. Ее основной недостаток — небольшие тиражи, со­вершенно недостаточные для удовлетворения потребно­сти в знаниях широкой читательской публики.

Советским ученым-медикам, занимающимся пробле­мами сексуальной жизни, удалось избежать крайностей некоторых буржуазных ученых, которые придают исклю­чительное значение «утилитарным» приемам, способам сексуальных отношений. Ими снимаются, недооценива­ются и игнорируются сложнейшие социально-психологи­ческие проблемы интимных отношений. Остается, так сказать, чисто физиологический подход, который в прак­тике человеческих отношений выглядит вульгарно и при­митивно.

Для каждой личности характерна любовь к противо­положному полу, связанная с половыми потребностями. Объектом такой потребности является любимый мужчи­на или любимая женщина. Однако было бы несколько ошибочно сексуальные потребности рассматривать изо­лированно, вне того социокультурного и психологическо­го фона, на котором они развертываются и протекают. В данном случае мы подчеркиваем, что по своему психо­логическому, этическому и культурному содержанию по­требность любить неизмеримо богаче, глубже, многооб­разнее и многоаспектнее, чем сама сексуальная потреб-

* Имелинский К. Психогигиена половой жизни/Пер, с польск. М, 1973; Юнда И. Ф. Проблемы'сексопатологии и бесплодия. Киев, 1973; Беледа Р. В., Богданович Л. А., Шибаева А. Н. Гигиениче­ские советы вступающим в брак. М, 1980; Юнда И. Ф. Гармония и дисгармония в супружестве. М., 1983; Беледа Р. В., Фотина Л. А. Семья и здоровье. М., 1984; Нойберт П, Нойберт В Новая книга о супружестве/Пер, с нем. М., 1976; Шнабль 3/ Мужчина и женщи­на. Интимные отношения/Пер, с нем. Кишинев, 1982; Юнда И. Ф, Скрипкин Ю. К-, Марьясис Е. Д. Поговорим откровенно. М., 1985; Кушнирук Ю. И., Щербаков А. П. Популярно о сексологии. Киев, 1985.

82


ность, взятая в чисто физиологическом виде. Вместе с тем следует отметить и то обстоятельство, что вследствие низкой культуры у отдельных индивидов потребность любить может заменяться лишь потребностями сексуаль­ного характера. Тогда потребность любить есть не что иное, как сексуальная потребность. Подобная «любовь» носит сугубо прагматический, утилитарный и эгоистиче­ский характер. От степени развитости личности, от ее нравственности и воспитанности зависит, в какой этиче­ский, эстетический и культурный фон помещается сек­суальная потребность.

Сексуальная потребность самым тесным и непосред­ственным образом связана с эмоционально-психологиче­скими потребностями. Если у одного из партнеров не удовлетворяется чувство собственного достоинства, если к нему относятся с неуважением, чувством враждебно­сти, то вряд ли сексуальные отношения будут протекать

нормально.

Сексуальная потребность может быть по-настоящему-удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения перечисленных нами эмоционально-психологических по-

трейыостей.

Современный брак характеризуется прежде всего тем, что основную нагрузку выполняют эмоционально-психо­логические потребности: потребность любить и быть любимым, потребность в поддержании и сохранении чув­ства собственного достоинства, потребность в интимно-эмоциональном общении, психической поддержке, защи­те, взаимопомощи и взаимопонимании. Если в браке не реализуются, а точнее, не удовлетворяются эмоциональ­но-психологические потребности личности, то происходит эскалация отчуждения, холодности, накопление отрица­тельных чувств и эмоций. Без сомнения, это решающим образом сказывается на сексуальной жизни партнеров. Мы уже отмечали, что брак может сохраняться ради детей или других прагматических интересов, но его внут­ренняя психологическая устойчивость оказывается подо­рванной.

Существование в супружеских взаимоотношениях сек­суальных дисгармоний определяется не только разли­чиями в интенсивности сексуальных побуждений, их пси­хогигиенической безграмотностью, но и тем, что часто остаются неудовлетворенными их эмоционально-психоло­гические потребности.


Потребность быть любимой, потребность в нежности, ласке, заботе, предупредительности — важнейшие психо­логические компоненты женской сексуальности. Если подобные потребности не удовлетворяются, то сексуаль­ность женщины резко снижается, а в большинстве слу­чаев теряет для нее всякий смысл.

По данным многих обследований, проведенных в раз­ных странах мира, оказалось, что большинство брачных пар имеет весьма смутное представление о психогигиене сексуальной жизни. Иными словами, в целом сексуаль­ная культура среди населения очень низкая. Безграмот­ность в вопросах половой жизни приводит часто к пси­хическим травмам, сексуальным неврозам, к мужской импотенции и женской фригидности*, а как следствие — к супружеским изменам.

Женатым мужчинам и замужним женщинам необхо­димо больше знать об интимной стороне семейной жиз­ни, чтобы самим не разрушить благополучие и устойчи­вость брака.

Большинство молодых людей, вступающих в брак, имеют смутное представление об интимной жизни. По­добные знания они, как правило, приобретают в кругу своих сверстников или старших товарищей.

Супруги, не знающие элементарных основ психогигие­ны сексуальной жизни, могут довольно сильно травми­ровать друг друга. Мужчина и женщина в браке взаимо­зависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положи­тельных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и наме­рения одного партнера блокируются нежеланием, несо­гласием другого.

Мы уже отмечали, что в браке между супругами со­здается сложная сеть психологических взаимоотношений, в которую как бы завернуты проблемы интимной жизни, и их. даже невозможно выделить в чистом виде.

Порою в браке нарастает дисгармония в сексуальных отношениях. Она осложняется тем, что супруги в оди­ночку переживают свои горести, неудачи, неудовлетво­ренные потребности в данной сфере.

К сожалению, многие супружеские пары стесняются обсуждать свои сексуальные затруднения, что приводит

* Фригидность — половая холодность женщины. 84


к еще большему взаимному непониманию, скрытым оби­дам и разочарованиям Сексуальная адаптация без вза­имных обсуждений крайне затруднена.

К этому нужно добавить, что молодые (да и не толь­ко молодые!) супруги должны иметь достаточно хорошее представление об анатомии и физиологии женских и мужских половых органов. Человек должен знать, как устроен его организм, как он функционирует. Ведь мно­гие недоразумения возникают именно из-за незнания.

В области полового поведения существуют границы дозволенного и недозволенного, которые различны для разных возрастных групп: детей, подростков, юношей, де­вушек, незамужних женщин и неженатых мужчин, муж­чин и женщин, состоящих в браке. Короче говоря, сек­суальная культура значительно различается по полу и по возрасту, а также по другим социальным признакам.

Естественно, у супругов могут быть значительные расхождения в подходах к определению того, что дозво­лено, а что нет в их сексуальной жизни. По-видимому, большинство супружеских пар вступает в брак с различ­ным диапазоном приемлемости сексуального поведения. Затем, в процессе совместной жизни, вырабатывается общий взгляд, общий подход. Однако возможны случаи, когда процесс взаимной сексуальной адаптации затяги­вается на многие годы, и тогда возникает та или иная степень дисгармонии. Естественно, что муж и жена мо­гут обладать различными типами нервной системы и темперамента, поэтому для них будут характерны раз­личные биологические ритмы, подъемы и спады активно­сти (например, «сова» и «жаворонок»).

Таким образом гармония и дисгармония в области сексуальных отношений зависят от многих индивидуаль­ных особенностей супругов: состояния здоровья, образа жизни, силы или слабости нервной системы. Более того, степень гармоничности интимной жизни может зависеть от нервно-психических перегрузок, интоксикаций, физи­ческой и умственной тяжести профессиональной деятель­ности, различных неудач, поражений, психических травм.

Разумеется, очень немногие супружеские пары начи­нают свою половую жизнь достаточно гармонично. В по­давляющем большинстве случаев гармония достигается постепенно, в течение многих лет.

В интимной жизни кто-то один, чаще муж, берет на себя инициативу, постепенно, тактично и осторожно пре­одолевать застенчивость, стыдливость и сдержанность

85


"своей молодой жены. Безусловно, в данной области ред­ко встречается равенство. Кто-то всегда должен взять инициативу на себя Но это вовсе не значит, что в при­готовлениях к интимной близости один из партнеров дол­жен быть пассивен. Именно пассивность может приво­дить к тому, что супруги не достигают половой гармонии. Если женщина пассивна и безучастна к половой близо­сти, то никакие самые активные действия мужчины не могут дать эффекта. К сожалению, многие женщины по­лагают, что проявление какой-либо активности с их сто­роны в половых отношениях является чем-то неприлич­ным. Это заблуждение чаще, чем другие обстоятельства, приводит к сексуальной дисгармонии, так как из-за ряда физиологических особенностей в период любовной игры женщина должна быть возбуждена гораздо сильнее, чем мужчина.

В наши дни, когда женская эмансипация пошла впе­ред семимильными шагами, положение женщины в брач­ном союзе коренным образом изменилось. Безусловно, оно отразилось и на сексуальном поведении.

В некоторых браках существует сексуальная гегемо­ния женщины, которая может отрицательно сказываться на психике мужчины. Накопление в браке отрицательных эмоций к жене само по себе довольно опасное явление, так как оно может привести к такому чувству, как не­нависть, потеря уважения, любви, дружбы.

Венгерский врач И. Харди выделяет три основных типа женского сексуального поведения, которые приво­дят к значительной дисгармонии супружеских сексуаль­ных взаимоотношений:

«Тип «недотроги», к нему относятся женщины, кото­рые свою сопротивляемость, враждебную настроенность по отношению к половой жизни прикрывают наивностью, неумением. Наряду с недостаточными представлениями о половой жизни они еще к тому же обычно боятся бере­менности и родов. Их незнание невозможно устранить путем просвещения, поскольку оно представляет защит­ный механизм личности.

Тип «брунгильды». Это агрессивные женщины, кото­рые терроризируют мужей своим поведением и даже мо­гут довести до импотенции. Половую жизнь они превра­щают в поле битвы, постоянно держат мужей под угро­зой.

Тип «пчелиной матки». Целью женщины подобного типа является рождение ребенка. После рождения ре- 86


бенка она считает свое назначение выполненным. Обыч­но такие женщины даже согласны на искусственное опло­дотворение ради достижения своей цели и стремления избавиться от половой жизни»20. К этому можно доба­вить, что все подобные типы женщин нуждаются в психо-теоапевтическом лечении.

Эмоционально-психологические потребности дают нам ключ к объяснению так называемой женской половой холодности (фригидности).

Нужно оговориться, что различают несколько видов половой холодности (фригидности): 1) конституциональ­ную, 2) симптоматическую, 3) ретардационную, 4) пси-"хогенную. Отечественный специалист в области сексопа­тологии проф. А. М. Свядощ отмечает, что в основе конституциональной фригидности лежит врожденная недостаточность психосексуальных функций. Во всех ос­тальных отношениях такие женщины могут быть здоро­выми и способными к материнству.

Симптоматическая фригидность представляет собой как бы результат гинекологических заболеваний, заболе­ваний головного или спинного мозга, отравления свин­цом, наркотиками и другими веществами, заболеваний полового аппарата, травм.

Ретардационная фригидность носит временный харак­тер и связана с некоторым запаздыванием (ретардацией) развития полового чувства.

Психогенная фригидность, как правило, вызвана ком­плексом неблагоприятных социально-психологических факторов: пьянство и алкоголизм мужа, грубость и жесто­кость с его стороны, постоянные ссоры, скандалы, поте­ря не только чувства любви к мужу, но и простого ува­жения к нему, появление чувства к другому человеку и др. Перечисление отрицательных социально-психоло­гических факторов, которые вызывают психогенную фор­му фригидности у женщины, можно продолжить и даль­ше.

Различные формы фригидности, взятые вместе, до­вольно распространенное явление. По мнению гинеколо­га Гелены Вольфром, фригидность наблюдается у 40% женщин Франции. По данным врача Грифич, из 200 бе­ременных, опрошенных им в Англии, 41% никогда не ис­пытывали полового удовлетворения. Геленой Стойрц было обследовано 1500 женщин в Вене, 7з из них нико­гда не испытывала удовлетворения21.

Женщины по-разному относятся к своему неблагопо-

87


лучию в данной сфере. Если взаимоотношения с мужем хорошие, то многие из них не обращают на это внима­ния. Бывает часто и так, что замужняя женщина внача­ле не была фригидной, но частые разочарования в муже, грубость, бестактность с его стороны, выпивки, ссоры привели ее к половой холодности. Естественно, что при любой форме женской холодности необходима консуль­тация с врачом и систематическое лечение.

А теперь кратко остановимся на основных формах мужской импотенции. Для этой цели мы воспользуемся классификацией, приведенной в «Руководстве по психо­терапии» под. ред. проф. В. Е. Рожнова. Автор главы «Психотерапия сексуальных расстройств» Э. М. Двор-кин приводит следующую, по его словам несколько упро­щенную, схему форм мужской импотенции:

1. Психогенно-функциональные формы мужской им­
потенции (включая псевдоимпотенцию).

2. Соматогенные (органические) формы импотенции:
при органических поражениях центральной нервной си­
стемы, эндокринных нарушениях, соматических заболе­
ваниях, инфекциях, интоксикациях и др.

3. Смешанные формы импотенции,- когда та или иная,
преимущественно психогенная, форма заболевания соче­
тается с определенной соматогенной вредностью.

4. Импотенция при психических заболеваниях (ши­
зофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз
и др.) 22.

Мы коснемся лишь социально-психологических аспек­тов мужской импотенции, а другие ее формы относятся к сугубо медицинским аспектам. В данном случае нас интересуют те психологические обстоятельства и факто­ры, которые при том или ином стечении условий могут привести к мужской импотенции. Многие женатые муж­чины часто сравнивают себя с другими в проявлении сек­суального влечения. Такое сравнение само по себе может нести психотравмирующую информацию, так как здесь не учитываются главные сопутствующие факторы интим­ной жизни: болезни, нервные, психические, физические перенапряжения, условия труда, отдыха, досуга, а также ряд обстоятельств сугубо индивидуального свойства и характера. Ошибочные житейские представления муж­чин о «половой силе» или о других факторах «полового истощения» сами по себе могут быть источником психо­неврозов.

Иногда на основе предрассудков, заблуждений, не- 88


верных представлений возникают явления мнимой импо­тенции. Однако было бы ошибочно считать «псевдоим­потенцию» ложной болезнью, хотя иногда бывает и так. Во многих случаях ложные опасения являются психоген­ной травмой, эмоционально насыщенной и вызывающей тревогу, страх, невротическое и ипохондрическое разви­тие личностных черт. Все они, вместе взятые, могут иг­рать отрицательную роль самовнушения. Мужчине ка­жется, что он единственный в таком роде, он испытывает чувство стыда, унижения своей мужской гордости. Среди некоторых мужчин бытует представление о существова­нии мощных медикаментозных средств, такой «магиче­ской таблетки», которая может быстро и навсегда изле­чить имеющиеся или мнимые нарушения половой функ­ции. При этом очень мало придается значения отдыху, занятиям физкультурой, бегу, рациональному питанию, отказу от курения и алкоголя.

Иногда мужская импотенция связана с обострением некоторых заболеваний, особенно туберкулеза, диабета, болезней сердца, печени и др. В подобных случаях нуж­но лечить основную болезнь. К сожалению, большинство мужчин несерьезно относятся и к алкоголю, который из­матывает не только половую систему, но и нервную во­обще, тесно связанную с нормальной половой функцией.

Итак мы предельно кратко описали наиболее часто встречающиеся случаи дисгармоний в сексуальных взаи­моотношениях между супругами. Если между ними су­ществует хорошее взаимопонимание, уважение, взаимо­поддержка, то перечисленные трудности вполне преодо­лимы. Если же между супругами существуют крайне напряженные, конфликтные и даже враждебные отноше­ния, то они могут психически еще сильнее травмировать друг друга, тем самым лишая себя возможностей устра­нения и преодоления возникших трудностей. Углубляю­щаяся сексуальная дисгармония в конечном итоге может привести к супружеским изменам, сначала как бы слу-чай-ным, а затем и постоянным.

Интимные супружеские отношения испытывают на себе мног


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow