Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа на­учной литературы, с определенными фор­мами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подго­товку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и переда­ется знание в системе образования.

Дисциплинарный образ науки, на­чинает формироваться в древнеримской культуре. Знание начинает рассматриваться с позиций «учитель — ученик» и пониматься не как теория, а как дисциплина

Для дисциплинарного образа науки характерно: трактовка зна­ния как объективно-мыслительной структуры, ориентация препо­давания на унифицированное расчленение и упорядочивание все­го знания и изложение его в различных энцикло­педиях и учебниках. Для римской культуры показательно стрем­ление все организовывать, систематизировать, принимать дисциплину как главную ценность и норму, а от­сюда и структуру знания определять через призму дисциплиниру­ющей субординации. Исходя из этого, все знание трактуется как дисциплина и можно различать научную и учебную дисциплину.

Тесно взаимосвязанной с дисциплинарной структурой знания была и дисциплинарная организация учебного процесса, основан­ного на палочной дисциплине. Все было подчинено усилению рег­ламентации процесса обучения, желанию подчинить сознание уча­щихся общеобязательным нормам, призванным обуздать их нрав, дисциплинировать.

Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо каноничес­кий текст. А основным средством закрепления знаний был дис­пут, т.е. ритуализированная форма общения, осуществ­ляемая по строгим правилам и нормам.

Так как в Средние века преподавание и научная работа нераз­рывно связаны друг с другом, то диспут к XII в. становится веду­щей формой организации не только учебного процесса, но и науч­ной работы. Но постепенно диспут стал вырождаться, превраща­ясь в бесплодные споры.

На рубеже XIV—XV вв. научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, лю­бителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Ита­лии возникают академии.

Оценивая значение Возрождения для развития научного зна­ния, можно отметить: не произошло существенного расширения ни дисциплинарной структуры науки, ни системы образования. На первых порах гуманисты возродили идеал универсально эн­циклопедического знания. Но этот способ организации знания в эпоху Возрождения не привился. И к середине XVI в. идея систематически энцик­лопедического изложения всего массива знаний начинает исче­зать. Это связано как с бурным ростом знания, происходящим в это столетие, так и с новыми формами организации науки.

Наука как профессиональная деятельность начинает фор­мироваться в крупнейших странах Европы и относится к эпохе, когда науки, в особенности естествознание, начинают переживать бурный подъем.

У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать но­вое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктив­но-экспериментальный), мудрое управление наукой и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.

Идеи Ф. Бэкона воплотились в создании первых академий в Европе. Уже, начиная с эпохи Возрождения, академии по типу платоновских возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей философии, теологии, литера­туры, искусства.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга. Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных ком­муникаций «учитель – ученик», обеспечивающих передачу зна­ний и навыков исследовательской работы от учителя его учени­кам. Одновременно она выступала и главным средством фикса­ции новых результатов исследования природы.

Но по мере развития науки и расширения исследований фор­мируется потребность в такой коммуникации ученых, которая мог­ла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний – пере­писка между учеными. Она выступала не только формой трансляции зна­ния, но служила и основанием выработки новых средств исследо­вания, обеспечивая успешное развитие наук. Но по мере накопления объема научной информации по­требовалось изменение форм ее представления.

Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов. Появляются научные журналы, через которые происходит обмен ин­формацией.

В конце XVIII – первой половине XIX в. в связи с увеличени­ем объема научной информации, наряду с академиями, начинают возникать обще­ства, объединяющие исследователей, работающих в различных областях знания.

Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций. Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, существенным образом трансформировала способы трансляции знания и поставила проблему воспроизвод­ства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной под­готовке ученых, чему способствовали университеты, в которых образование начинает строиться как преподавание групп отдель­ных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дис­циплинарно организованного обучения. В свою очередь это оказа­ло обратное влияние на развитие науки и, в частности, на ее диф­ференциацию и становление конкретных научных дисциплин. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно уста­новленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.

В конце XVIII – начале XIX в. дисциплинарно организован­ная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социаль­но-гуманитарные науки — завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: