Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры

Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением философских оснований науки. Эти периоды рассматривались как глобальные революции. В истории естествознания выделены 4 такие революции:

1. революция XVII в., - становление классического естествознания. Его возникновение было связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования. Через все классическое естествознание начинает проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры прини­мались как неизменные, раз и навсегда данные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Идеалы и нормы опирались на систему философских оснований, где ведущую роль играли идеи механицизма. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физи­ческого знания, и как общенаучная картина мира.

2. произошла в конце XVIII — первой половине XIX в, определившая переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке.

В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Философские основания становятся гетерогенными. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки, ее стиля мышления.

3. Третьяглобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия и ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки, они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития знания. Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире, и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки.

Все описанные перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его экспансией в новые предметные области и обна­ружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни.

4. четвертая глобальная научная революция (конец 20 в.) – рождение новой постнеклассической науки. Это применение научных знаний во всех сферах социальной жизни, а изменение самого характера научной деятельности (компьютеризация науки, появление сложных приборных комплексов) меняет характер научной деятельности. Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы. Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний и связей между ними. На ее развитие оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных прикладных исследований.

Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п.

Становление оснований дисциплинарного естествознания (конца XVIII — первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении.

Переход то классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре во второй половине XIX в – начала XX в, кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием нового понимания рациональности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: