Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности — это своего рода абстрактные идеализации, все же историки и философы науки выделяют несколько таких типов.
Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом, который выразил его так: «Мысль всегда есть мысль о том, что есть. Одно и то же — мышление и то, о чем мысль». Мысль никогда не может быть пустой.
Термин «рациональность» происходит от латинского слова «рацио», что значит «разум». Деятельность разума всегда, так или иначе, связывали с логикой как наукой о мышлении, его формах и законах. Логика же выступает и используется в различных своих формах, например, как формальная логика, как диалектическая логика. Если формальная логика выражает постоянство, устойчивость мышления, то диалектическая логика стремится к более сложной характеристике мышления как единства постоянства и развития, как процесса, подчиняющегося законам диалектики. В данном смысле мы можем сказать, что рациональность включает в себя логичность (формальную и диалектическую).
Рациональность, однако, понятие более широкое, чем логичность. Она предполагает содержательные идеи и принципы понимания и действия. Такого рода идеи и принципы позволяют реализовать рациональность и как точный расчёт адекватных средств для поставленной цели (М. Вебер), и как оптимальную адаптированность к среде, окружению, обстоятельствам (Д. Дьюи, Л. Витгенштейн), и как логически последовательную обоснованность правил деятельности (С. Тулмин).
Тип научной рациональности классической науки:
1. Доминирование принципа механистического объяснения явлений;
2. Идея о научном познании как овладение неопровержимой истиной;
3. Преобладание аналитико-метафизического мышления, опирающегося только на формальную логику.
4. Объект познания рассматривался как совершенно независимым от познающего субъекта, средств его деятельности.
Тип рациональности неклассической науки:
1. Научное познание осознаётся как обретение относительного, неполного, ограниченного знания, т.е. как системы относительных истин;
2. Принцип причинности обогащается по своему содержанию; он дополняется признанием статистической (вероятностной)причинно-следственной связи наряду с утверждавшимися ранее однозначными причинно-следственными связями;
3. Признание сущности объекта и законов его поведения опирается на характеристику средств и операций познавательных процедур и обязательно включает данную характеристику в себя как свою компоненту;
4. Значительным методологическим принципом мышления в науке становится диалектика, а, следовательно, диалектическая логика.
Тип рациональности постнеклассической науки:
1. Ориентация научного понимания и объяснения на идею универсального эволюционизма;
2. Идеи и принципы теории самоорганизации и развития сложных систем синергетики. Её важнейшими для познания понятиями являются: нелинейность, хаос и порядок, неравновесность, бифуркация, неопределённость, необратимость и другие;
3. Всеобщая признанность ценность диалектического мышления и стремление применять его в научном познании, особенно в теоретических исследованиях;
4. Идея включённости человека с его системой деятельности, целей и ценностей в общую научную и философскую картину мира и его отдельных систем объектов. Эта идея находит своё выражение в получающем широкое признание антропном принципе, в наличие таких объектов научного исследования, в системы которых непосредственно входит сам человек в качестве их компонента.
Рассмотренные типы научной рациональности не следует оценивать так, что в ходе прогресса науки каждый последующий тип рациональности полностью отменял значимость предшествующего типа рациональности. Их отношения не являются отношениями резкого, контрадикторного взаимоисключения, а являются скорее отношениями взаимного дополнения. Любой из трёх типов рациональности принимается и используется в настоящее время там и постольку, где и поскольку он даёт плодотворные результаты. Например, требования постнеклассической рациональности избыточны, и ими можно пренебречь при изучении и применении законов небесной механики: избыточными здесь будут и требования неклассической рациональности. Достаточными при этом остаются требования классической рациональности. С преемственностью типов научной рациональности очень тесно связаны проблемы преемственности культур и проблема диалога культур. В развитии каждого конкретно-исторического общества наблюдаются взлёты и падения, этапы зарождении, расцвета и перехода в иное качественное состояние. Но не одно общество не исчезает бесследно, ибо на его основе возникает другое. Соответственно культура одного общества, качественно изменяясь, выступает основой для развития другого общества. Например, с падением Римской империи закончилось существование античного общества, но культура его в определённой мере явилась основой для возникновения и развития культуры средневекового общества. Решение проблемы преемственности культур заключается в том, чтобы этот процесс протекал наименее безболезненно для общества минимизируя человеческие жертвы и падения нравственных укладов.
Проблема диалога культур заключается в том, что в современном мире существуют общества с различными исторически сложившимися культурами и религиями. Бытуют опасные точки зрения о навязывании всему миру одной культуры, о превосходстве одних культур над другими, о применении силы к решению возникающих конфликтов. Наличие ядерного оружия полностью исключает такой подход к решению проблемы диалога культур. Современный мир должен строится на принципах взаимного компромисса.