Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки

Понимание целей и задач гуманитарной экспертизы всегда осложнено достаточно простыми толкованиями компонентов этого вербального конструкта. Гуманитарность уже и в обыденном сознании ассоциируется не только с гуманитарной помощью, но и с вполне определенным классом наук и социальных проблем. В настоящее же время для некоторых профессиональных экспертиз (судебная, медицинская и т. д.) имеются специальные экспертные службы, для деятельности которых создана нормативно-правовая база, отработаны технологии механизмы реализации экспертных заключений. Да и каждый человек, к которому обращаются за советом, становится почти экспертом для того, кто в этом совете нуждается. Исчерпывающее же объяснение слова экспертиза дано в толковых словарях русского языка, например: «Экспертиза — рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для дачи заключения». Так что, если этот «какой-нибудь вопрос» имеет гуманитарную природу, то и гуманитарную экспертизу, казалось бы, можно считать рядом положенной с любой профессиональной, если при этом набор профессий экспертов можно типологически объединить по признаку их близости к соответствующим гуманитарным наукам. Однако это не так. Гуманитарная экспертиза — термин, имеющий самостоятельное значение.

Озабоченность масштабами социально политических потрясений и военно-промышленных инноваций в ХХ веке стала для человечества не только этически, но и витально (жизненно) обоснованной. Вся вторая половина ХХ века сделала эту озабоченность почти панической. Важно то, что сегодня общецивилизационной необходимостью стали опережающий анализ и прогнозирование рисков и реальных опасностей для человека и человечества, связанных с научно техническими и социальными инновациями (эти риски и опасности постоянно приумножаются и растут по своему размаху не только в «привычных» условиях научно технического прогресса и разработок новых социальных технологий, но и на фоне уже сложившихся реалий процессов глобализации). Основой анализа и прогнозирования таких рисков и опасностей должна являться гуманитарная экспертиза. Сразу заметим, что не для всех крупномасштабных потенциально опасных технологий необходима гуманитарная экспертиза. Так, например, разработка проекта атомной электростанции — дело специально подготовленных профессионалов, а принятие этого проекта — прерогатива соответствующей государственной комиссии. Для этого есть уже отработанные нормативы, по соответствию которым проверяются заложенные в проект эксплуатационно-технические характеристики будущей АЭС, системы постоянного дозиметрического контроля, алгоритмы профилактических и аварийных мероприятий и т. д. Гуманитарная экспертиза на этой стадии не нужна. Но вот строительство реальной АЭС в конкретном регионе – это уже потенциальный объект гуманитарной экспертизы.

Результаты гуманитарной экспертизы могут содержать рекомендации по созданию специального консультационно-просветительского пункта (или нескольких пунктов), где любой житель сможет получить исчерпывающую, заведомо объективную и доходчиво изложенную информацию об уровне безопасности этой АЭС, об энергетической целесообразности ее строительства, об атомной энергетике, как таковой и т. д. и т. п.

Из этого примера становится ясно, что гуманитарная экспертиза «напрашивается» прежде всего там, где отсутствуют формализованные критерии и характеристики, апробированные нормативные акты, алгоритмы и проч. Иными словами, гуманитарная экспертиза опирается не столько на нормы, сколько на ценности и ориентирована не столько на «предметы», сколько на технологии. В этом, пожалуй, одно из основных отличий гуманитарной экспертизы от профессиональных экспертных акций.

В 1972г. в США был принят закон об оценке техники. Этот закон предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого стало обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в данной области. Основными задачами бюро являются:

1. идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и технологических программ;

2. устанавливать причинно-следственные отношения;

3. показать альтернативные технические методы для реализации специфических программ;

4. показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;

5. приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и программ;

6. представить результаты законченного анализа ответственным органам законодательной власти;

7. указать области, в которых требуется дополнительное исследование или сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;

8. осуществить дополнительные родственные виды деятельности.

Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т.п.) экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники является междисциплинарной задачей и требует подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими, но и социально-гуманитарными знаниями.

Проблема иделогизированной науки

Прежде всего введем понятие феномена идеологизированной науки, который можно охарактеризовать следующим образом.

Марксизм выдвинул три положения, определяющих статус науки: социальная природа науки; воздействие философии (шире — идеологии) на науку; объективный статус науки. Эти положения, на наш взгляд (авторы статьи), безусловно верные, вместе с тем, как и все в мире, допускают одностороннее истолкование. Тезис о социальной природе науки утверждает, что наука возникает лишь в обществах определенного типа, что она несет на себе печать того общества, которое вызвало ее к жизни. Второе положение означает, что философские установки ученых влияют на создаваемые ими концепции. В деятельности того или иного ученого они могут определять и часто определяют главное направление его работы. Первые два положения всегда должны рассматриваться в непременном единстве с третьим — признанием науки системой объективного знания. Забвение этого положения, отказ от него или сомнение в нем и ведет к феномену идеологизированной науки. Тогда и возникают наука пролетарская, арийская или исламская. Суть здесь не в конкретной идеологии, а в искажении объективного содержания науки, которая начинает обслуживать идеологическую схему, те ценности, которые в данной идеологии почитаются за основные (религиозные — в исламе, расовые – в нацизме, классовые — в марксизме). Во всех подобных случаях идеология задает уже не только нормы поведения или мировоззрения ученых, но и претендует на более глубокое проникновение в науку. Подобная идеологизированная наука (или призывы к ее построению) появляется, как правило, в рамках «нового общества» или «нового порядка», которые устанавливаются после свершения социально-политической революции (любого другого глобального социального изменения). Это легко понять, если учесть, что наука возникла и развивалась в буржуазном христианском обществе, а «отрицание» ценностей и идеологии этого общества лежит в основе современных революций (пролетарской, исламской и т. д.). В этой ситуации вполне естественной выглядит постановка вопроса об отношении революционного общества к науке, созданной и развитой в дореволюционный период, а потому испытавшей на себе «тлетворное» воздействие старой, дореволюционной идеологии.

Конечно, «новые общества» XX в. были кровно заинтересованы в развитии науки, ибо им предстояла экстренная модернизация экономики, немыслимая без развития объективной науки. Однако вновь и вновь почти всякое «новое общество» в первую очередь стремится создать свою собственную преданную и единственно правильную, т. е. в конечном счете, идеологизированную науку.

Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликотт, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — наука), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Центральной для этики является проблема добра и зла.

Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что философия XX века решительно покинула характерное для Нового времени противопоставление субъекта и объекта, человека и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек.

Увы, развитие экологии происходит под постоянный аккомпанемент грозящих человеку экологических катастроф, связанных с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество — природа».

Умудрившееся попасть в экологический кризис человечество не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализацию программ по развитию безотходных производств, усовершенствованию экологического законодательства экологический кризис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека и общества.

Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к ней так же бережно, как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синергетическими представлениями может отреагировать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький кровопийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необходима, как отмечает академик Н.Н. Моисеев, обновленная нравственность. Эта новая нравственность представляет собой, по мнению многих, конкретизацию этики ответственности применительно к природе. Относясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.

КОСМИЗМ – совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Космизм – идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса.

РУССКИЙ КОСМИЗМ появился в конце XIX - начале XX в. его можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский) и естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «распространении совершенства» (Циолковский) по Вселенной.

Космисты утверждали взгляд на человека как на существо, самим Богом предназначенное для преобразования космоса, всего мироздания в целом. Отсюда идеи:

– Н.Ф. Федорова о необходимости воскрешения всех умерших во плоти и заселении человеком всего Космоса;

– всеединства В.С. Соловьева;

– С.Н. Булгакова об очеловечении природы (как незавершенного творения Бога) посредством хозяйственной деятельности человека;

– Н.А. Бердяева о творчестве, как основной задаче человека в силу его богоподобия, которое проявляется в продолжающемся творении мира;

– В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу (сферу разума);

– К.Э. Циолковского о возможности полета в Космос и стремление на практике реализовать такую возможность.

Космос в русской философии рассматривается как незавершенное творение Бога, которое нуждается в дальнейшем совершенствовании. Человек создан свободным по подобию Бога для дальнейшего сотворчества. Он творец, художник мира. Его деятельность очеловечит, одухотворит Космос.

В. И. ВЕРНАДСКИЙ (1863 - 1945) сформулировал законы развития биосферы, в которых речь идет о необратимости эволюции живого вещества и его усложнении. Вернадский обосновал принципы постепенного перехода биосферы в ноосферу (сферу разума): вся планета охвачена разумной деятельностью и нет такой области, где действие природных закономерностей осуществлялось бы без социального влияния. Перестройка биосферы делает человека в настоящее время крупнейшей геологической силой. Познав мир, развивая технику, общество способствует выходу ноосферы за пределы планеты, в космос. Разумная сила определяет развитие природных процессов. Но в ней присутствует не только отражение научно-технических знаний, но характеристика социального строя, уровень нравственности. Именно поэтому наши идеалы могут позволить нам смотреть в будущее с оптимизмом. Чтобы эти идеалы были благими, должны объединить свои усилия наука, основная движущая сила развития общества, и нравственность. Наука и нравственность продвигаются вперед усилиями не всех людей, а отдельных личностей, ибо в них заключается будущее. Вернадский был сторонником бессмертия жизни. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

Суть мысли В.И.Вернадского сводится к тому, что необходим диалог разума и природы, что только разумное развитие общества, обеспечивающее не только сохранение, но и целенаправленное развитие биосферы, способно тем самым обеспечить и его собственное гармоничное развитие. Сегодня совершенно ясно, что будущее как человечества, так и живой природы мыслимо лишь в форме ноосферы, и зависит оно от того, насколько успешно реализуется в обозримой перспективе переход биосферы в ноосферу.

Основатель земельной этики американский природоохранник О. ЛЕОПОЛЬД писал, что первоначальная этика касалась отношений между индивидуумами; дальнейшие добавления связаны уже с взаимоотношениями индивидуума и общества. Но этики, регулирующей взаимоотношения человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней пока не существует. По мнению О.Леопольда земельная этика призывает относиться с вниманием к биосообщности не только потому, что она существует сама по себе, но и из-за целостности, стабильности и красоты, ради которых жертвуются интересы ее индивидуальных членов. В соответствии с земельной этикой не следует: уничтожать или способствовать вымиранию видов, необдуманно смешивать отечественные и экзотические виды, добывать непомерную энергию из почвы и освобождать ее биоту, загрязнять реки, следует заботиться о животных.

Американский экофилософ Б. КАЛЛИКОТТ (р. 1941) заявляет об особой роли человека в мире, его главенствующем значении для природы. В принципе эта позиция составила основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан наносить как можно меньше вреда природе, однако исходить должен при этом лишь из понятия своего блага. Например, если богатства природы были бы безграничны, а ресурсы неисчерпаемы, то человек считал бы вполне допустимым использовать их более интенсивно, воздействовать на природу более агрессивными методами, властвовать над ней более полно и более масштабно обладать ею. Но к настоящему времени реализация умеренности в рамках этой «старой» этики остается недостижимой.

Б. Калликотта развивает идеи О. Леопольда в области этики земли, природоохранной эстетики, а также изучает экологическую мудрость североамериканских индейцев, и внутренние ценности дикой природы.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

Постнеклассическая наука сформировалась в 70-х годах XX в.

Главными характеристиками постнеклассической науки являются:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — те­ории самоорганизации и развития сложных систем любой при­роды.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необхо­димости глобального всестороннего взгляда на мир.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изме­нения систем или частей внутри целого.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли

междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во

всех науках.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рациона­листической (включая диалектико-материалистическую).

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким
нормативам научного дискурса
— логического, понятийного
компонента и усиление роли внерационального компонента,
но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли
разума.

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

10. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объе­диняющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

В период развития постнеклассической науки развиваются генные технологии. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование. Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления – эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхождения от низших химических систем к высшим. Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач.

Для мировоззренческих ориентации современной, постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультур­ной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленнос­ти науки. Идеалом постнеклассической стадии науки является междисциплинарный подход синергетики, объединяющий строгие ма­тематические и физические модели постижения действительнос­ти с наукой об обществе. Мир предстает как неравновесная, дина­мическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества. Это предполагает и нацеливает на учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познания. Сам субъект познания мыслится как коллектив, состо­ящий из специалистов разных дисциплинарных областей.

В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, а инновация и новизна.

Техногенный тип развития - это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет.

Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации – сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: