Показатели рентабельности

Для более объективной оценки конечных результатов дея­тельности, возможности сравнительного анализа кроме абсолют­ного объёма прибыли определяется относительный, который принято называть рентабельностью или прибыльностью. В нём отражается влияние роста объёма производства, производитель­ности труда, снижение себестоимости продукции. В зависимости от базы сравнения различают

· рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции,

· рентабельность авансированных зат­рат, или общую рентабельность предприятия,

· чистую рентабельность оборота (продаж).

Уровень рентабельности продукции рассчитывают путёмот деления прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к полной себестоимости этой продукции (работ, услуг):

*100

где R- рентабельность продукции;

Пр— прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Szq — полная себестоимость реализованной продукции (ра­бот, услуг).

Рентабельность строительной продукции определяют отно­шением прибыли к сметной стоимости строительных и монтаж­ных работ. Показатель характеризует удельный вес прибыли в сто­имости строительных и монтажных работ. Рентабельность строи­тельной продукции вычисляют также отношением прибыли от сданных заказчику работ к себестоимости строительных и мон­тажных работ. При расчёте этих показателей в числителе форму­лы могут быть использованы сведения о балансовой прибыли или о прибыли от сдачи работ заказчику. Показатель, который определён по балансовой прибыли, называют рентабельностью всей хозяйственной деятельности, а второй (исчисленный по прибыли от реализации строительных и монтажных работ) — рен­табельностью основной деятельности строительной организации.

Более обоснованным с позиций экономической теории является уровень рентабельности, исчисленный в форме от­ношения прибыли от сдачи работ заказчику к себестоимости этих работ, так как при его расчёте сравниваются величины, относящиеся к одному и тому же объёму работ. На величине этого показателя, таким образом, не сказывается результат, непосредственно не связанный с производственной деятель­ностью строительной организации, который можно измерить отношением балансовой прибыли к прибыли от сдачи работ заказчику (коэффициент балансовой прибыли), что имеет место в уровне рентабельности, исчисленном отношением ба­лансовой прибыли к себестоимости сданных заказчику работ. Рентабельность строительной продукции, исчисленная отно­шением прибыли от сдачи работ заказчику к их себестоимости, не зависит также от затратоёмкости продукции, характе­ризуемой удельным весом себестоимости законченных работ в mx стоимости, которая присутствует в коэффициенте рентабельности, представленном удельным весом прибыли от сдачи заказчику законченных работ в сметной стоимости этих работ. Таким образом, этот показатель очищен от возможных иска­жений, вызываемых несопоставимостью исходных величин. Он отражает размер прибыли, полученной на 1 грн. затрат от сдан­ных заказчику работ.

Уровень общей рентабельности характеризует эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия, орга­низации и определяется по формуле:

*100

где Rоб — общая рентабельность;

Пв — балансовая прибыль;

ОФ,С — среднегодовая стоимость основных производствен­ных фондов и материальных оборотных средств.

При расчёте среднегодовой стоимости производственных фондов используется формула средней хронологической из дан­ных об их остатках на начало каждого месяца. При этом произ­водственной является деятельность, направленная на созда­ние товаров и оказание услуг. Финансовой считается деятель­ность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в деятельнос­ти других предприятий предоставлением и получением креди­тов.

Следовательно, уровень общей рентабельности является обобщающим показателем по отношению к рентабельности продукции (работ, услуг), так как он характеризует эффектив­ность работы предприятия, включая виды деятельности, не­посредственно не связанные с производством продукции (ра­бот, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, доходы, выплачиваемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

В условиях рыночных отношений в анализе производствен­ной и финансовой деятельности предприятия используют и дру­гие показатели:

· чистая рентабельность оборота как отношение прибы­ли, остающейся после уплаты налогов, к выручке от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом акци­зов и налога на добавленную стоимость.

· доходность всех активов или рентабельность предприя­тия. Расчёт этого показателя производится отношением чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (долгосрочных и те­кущих, материальных и нематериальных).

Первый показатель отражает величину прибыли, получен­ную с 1грн. реализации продукции (работ, услуг), а второй — размер этой же прибыли с 1грн. всех активов предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: