1. Тема и ее актуальность: «Гемолитическая болезнь новорожденных»
Гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН) – заболевание, обусловленное иммунологическим конфликтом из-за несовместимости крови плода и крови матери по эритроцитарным антигенам. ГБН в России диагностируют приблизительно у 0,6% всех новорожденных. Несовместимость по резус-фактору, приводящая к ГБН, развивается при резус-отрицательной крови у матери и резус-положительной у новорожденного, по АВО – антигенам - при группе крови матери О (I) и группе крови ребенка А (II) или В (III). Серьезным осложнением ГБН является ядерная желтуха, приводящая к ранней инвалидизации и снижению качества жизни детей.
2. Цель занятия:
Овладение врачебными навыками диагностики, лечения и профилактики гемолитической болезни новорожденного, оказания неотложной помощи при гипербилирубинемии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- определение ГБН;
- этиологию и патогенез ГБН;
- классификацию ГБН (клиническую и по МКБ Х);
|
|
- клиническую картину ГБН;
- диагностику и диффференциальную диагностику ГБН;
- консервативное лечение ГБН;
- заменное переливание крови (ЗПК), внутриутробное проведение ЗПК;
- осложнения при ГБН;
- профилактику ГБН;
- диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими ГБН.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- целенаправленно собрать анамнез;
- оценить данные истории развития новорожденного;
- оценить динамику состояния ребенка, динамику цвета кожных покровов, слизистых, склер, размеров печени и селезенки;
- интерпретировать данные клинического и биохимического анализов крови – уровня билирубина и его фракций, гемоглобина, ретикулоцитов, эритроцитов;
- определить группу и резус – принадлежность крови новорожденного;
- рассчитать почасовой прирост уровня билирубина;
- проводить фототерапию;
- решить вопрос о необходимости операции заменного переливания крови;
- оформить требование на трансфузионные среды на станцию переливания крови;
- подготовить инструменты, необходимые для операции заменного переливания крови;
- проводить профилактику ГБН;
- наметить план диспансерного наблюдения за ребенком на педиатрическом участке.