1. Тема и ее актуальность: «Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных».
Ежегодно в мире от респираторной патологии умирает от 2,8 до 3,2 млн. новорожденных детей. По данным ВОЗ непосредственной причиной смерти детей в первые дни жизни в 70-80% случаев являются нарушения дыхания различной этиологии.
СДР является наиболее частой причиной возникновения дыхательной недостаточности в раннем неонатальном периоде. СДР или «респираторный дистресс синдром» новорожденного представляет собой тяжелое расстройство дыхания у детей в первые дни жизни, обусловленное первичным качественным и/или количественным дефицитом сурфактанта. Встречаемость СДР тем выше, чем меньше гестационный возраст и масса тела ребенка при рождении.
2. Цель занятия:
Овладение врачебными навыками профилактики, диагностики и лечения синдрома дыхательных расстройств и массивной аспирации, умением оказания неотложной помощи новорожденным с данной патологией.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
|
|
- определение СДР;
- этиологию и патогенез СДР;
- современную клиническую классификацию, классификацию СДР по МКБ Х пересмотра;
- основные клинические проявления СДР у новорожденных
- шкалу Довнеса;
- диагностику и дифференциальную диагностику СДР
- этиопатогенез массивной аспирации
- клинику массивной аспирации
- диагностику и дифференциальную диагностику массивной аспирации
- современные методы респираторной поддержки новорожденных при дыхательной недостаточности
- принципы заместительной терапии сурфактантом, инфузионной, посиндромной терапии
- схемы антенатальной профилактики СДР
- диспансерное наблюдение за новорожденным на педиатрическом участке.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- целенаправленно собрать акушерский и соматический анамнез матери, оценить степень риска развития СДР у новорожденного;
- провести оценку соматического и неврологического статуса новорожденного;
- оценить тяжесть дыхательной недостаточности по шкале Довнеса;
- составить план обследования больного, интерпретировать результаты дополнительных методов исследования (тест Клементса, рентгенограмма, УЗИ и др.);
- сформулировать диагноз согласно современной клинической классификации и МКБ Х пересмотра;
- назначить выхаживание и лечение новорожденному с СДР и массивной аспирацией (режим выхаживания и вскармливания, режим и параметры оксигенотерапии, заместительная терапия сурфактантом, инфузионная терапия, посиндромная терапия);
- оказать неотложную помощь в зависимости от ведущих симптомов и синдромов;
- назначить антенатальную профилактику СДР;
- дать рекомендации по дальнейшему лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению за новорожденным на педиатрическом участке.