1. Тема и ее актуальность: «Пневмонии новорожденных. Сепсис новорожденных».
Актуальность проблемы обусловлена высоким удельным весом инфекционных заболеваний в структуре неонатальной заболеваемости и смертности. Так, частота пневмоний составляет 0,5-1,0% у доношенных новорожденных и 10-15% - у недоношенных. Летальность от врожденной пневмонии составляет 5-10%. Сепсис у новорожденных встречается в 0,1-0,8% случаев. Особую проблему представляют дети, находящиеся в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН). Частота сепсиса у детей, находящихся в ОРИТН, достигает 14% у дононошенных и до 25% у недоношенных. В структуре неонатальной смертности в РФ сепсис занимает 4-5 места. Летальность от сепсиса в настоящее время остается высокой и, в зависимости от этиологии, колеблется от 20 до 80%. Профилактика, своевременная диагностика и рациональное лечение неонатальной инфекции являются весьма актуальной.
2. Цель занятия:
Освоение врачебных навыков диагностики, лечения и профилактики пневмонии и сепсиса у новорожденных.
|
|
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- определение пневмонии;
- эпидемиологию неонатальных пневмоний:
- этиологию пневмоний при антенатальном, интранатальном инфицировании:
- этиологию нозокомеальных, «домашних» пневмоний:
- патогенез пневмоний у новорожденных;
- классификацию пневмоний;
- клиническую картину неонатальных пневмоний;
- принципы диагностики неонатальных пневмоний;
- принципы лечения неонатальных пневмоний;
- диспансерное наблюдение за новорожденным на педиатрическом участке;
- этиологию неонатального сепсиса;
- факторы риска развития неонатального сепсиса;
- эпидемиологию неонатального сепсиса;
- классификацию неонатального сепсиса (клиническую и по МКБ Х);
- клинические проявления неонатального сепсиса в зависимости от этиологии, входных ворот, клинической формы;
- диагностику и дифференциальную диагностику неонатального сепсиса;
- принципы лечения неонатального сепсиса;
- профилактику неонатального сепсиса;
- диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими неонатальный сепсис, на педиатрическом участке.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- собрать акушерский и соматический анамнез матери;
- оценить факторы риска развития неонатальной инфекции;
- провести клиническое обследование новорожденного ребенка;
- оценить тяжесть дыхательной недостаточности по шкале Довнеса;
- составить план обследования, интерпретировать данные дополнительных методов исследования;
- провести дифференциальную диагностику заболевания;
- сформулировать клинический диагноз;
- обеспечить оптимальные условия выхаживания и вскармливания больного новорожденного;
- назначить лечение новорожденному с пневмонией, с сепсисом;
- дать рекомендации по дальнейшему лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению за новорожденным, перенесшим неонатальную инфекцию;
- проводить профилактику неонатальной инфекции.