1. Тема и ее актуальность: «Задержка внутриутробного развития плода»
Задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР) является весьма актуальной проблемой перинатологии ввиду большого вклада данной патологии в перинатальную и неонатальную заболеваемость и смертность, неблагоприятного прогноза для младенцев в постнатальном онтогенезе. Частота рождения детей с ЗВУР составляет 18-30%. В Республике Башкортостан данная патология занимает второе после асфиксии место в ранговой структуре заболеваемости новорожденных детей.
Недоношенными в общей популяции, по данным большинства развитых стран мира, рождаются от 5% до 10% детей. Недоношенные дети вносят наибольший вклад в показатели неонатальной заболеваемости и смертности. При правильной организации выхаживания, вскармливания и лечения недоношенных младенцев, основанных на знании анатомо-физиологических особенностей их развития, принципах гуманистического неонатального ухода, современных подходах к реанимации и интенсивной терапии эти показатели имеют отчетливую тенденцию к снижению.
|
|
2. Цель занятия:
Овладение врачебными навыками диагностики, лечения и профилактики ЗВУР плода, организации выхаживания и вскармливания недоношенных новорожденных.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- определение ЗВУР;
- эпидемиологию ЗВУР;
- этиопатогенез ЗВУР;
- современную классификацию ЗВУР (клиническую и по МКБ Х пересмотра);
- клинические проявления различных вариантов ЗВУР;
- особенности клинико-функциональной адаптации новорожденных с ЗВУР;
- диагностику и дифференциальную диагностику заболевания;
- современные принципы выхаживания, вскармливания и лечения новорожденных с ЗВУР;
- критерии недоношенности;
- причины и эпидемиологию невынашивания беременности;
- этапность оказания медицинской помощи недоношенным новорожденным;
- основные принципы выхаживания недоношенных в роддоме и на втором этапе;
- методы расчета питания недоношенным детям, методику и технику кормления; особенности искусственного вскармливания;
- особенности клиники гипоксии, ВЧРТ, пневмонии и гнойно-септических заболеваний у недоношенных новорожденных;
- особенности диагностики и лечения гипоксии, ВЧРТ, пневмонии и гнойно-септических заболеваний у недоношенных новорожденных;
- профилактику невынашивания;
- диспансерное наблюдение и реабилитацию новорожденных с ЗВУР, недоношенных детей на педиатрическом участке.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- целенаправленно собрать акушерский и соматический анамнез матери;
|
|
- провести клиническое обследование новорожденного;
- оценить морфо-функциональную зрелость новорожденного по шкалам Петрусса и Баллард;
- оценить физическое развитие новорожденного перцентильным методом;
- назначить дополнительные методы исследования, интерпретировать их результаты;
- сформулировать диагноз согласно современной классификации;
- провести дифференциальную диагностику ЗВУР;
- оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования
- организовать вскармливание новорожденного с ЗВУР, недоношенного новорожденного;
- назначить выхаживание и лечение новорожденному с ЗВУР, недоношенному новорожденному; сформулировать диагноз в соответствии с современной классификацией и обосновать диагноз ГИЭ, ВЧРТ, ВЖК, пневмонии, ГВЗ и сепсиса
- провести беседу с мамой недоношенного новорожденного (объяснить причины преждевременного рождения ребенка, убедить в необходимости сохранения грудного вскармливания, предупредить о возможных последствиях, научить уходу)
- дать рекомендации по наблюдению и уходу за новорожденным с ЗВУР, недоношенным новорожденным на педиатрическом участке.