В 1979 г. Пол Кругман предложил новую теорию международной торговли, которая объясняет торговлю аналогичными продуктами между странами с аналогичными характеристиками.
Основные предположения:
- склонность потребителей к разнообразию,
- товары производятся дешевле большими сериями: экономия масштаба. При увеличении масштабов производства и экспорта снижаются затраты на единицу продукции и увеличиваются доходы. Выгоды у той страны, где выше объемы производства. Преимущество закрепляется и становится традицией (одежда в Италии, часы в Швейцарии и т.п.).
- торговля расширяет рынок для каждой разновидности товара и дает возможность перейти от маломасштабного производства для местного рынка к крупномасштабному производству для мирового рынка.
- на мировом рынке конкурируют компании с различными брендами (монополистическая конкуренция).
Теория вертикальной диверсификации производства и международного обмена. При вертикальной Д. на мировой рынок поступают комплектующие готовой продукции или различные стадии ее изготовления. Генераторы вертикальной Д. и межд. кооперирования – ТНК.
|
|
Тема 5. Выигрыш от внешней торговли
Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно знать только потенциальные возможности предложения этих товаров на мировой рынок, которые можно объяснить с помощью теории сравнительных преимуществ или других теорий международной торговли, рассмотренных в предыдущей главе. Как уже было показано, даже если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.