На рисунке (в) показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене Pw=150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в стране Б (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в стране А (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Торговля и интересы потребителей
До установления торговых отношений между странами потребители в стране Б покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в стране А – 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей зерна в стране Б он был равен области d (рисунок (а)), а для потребителей в стране А – области g + h + k (рисунок (в)).
|
|
После установления торговых отношений страна Б становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с – это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в стране А как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в стране А повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в стране А теперь равен только области k, и значит потребители несут потери от внешней торговли в размере области g + h.
Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.