Торговля и интересы производителей

До установления внешнеторговых отноше­ний производители в обеих странах получали выигрыш от прода­жи зерна – так называемый излишек производителя, представляю­щий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 × 200 в стране Б и 60 × 120 в стране А) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложе­ния). Таким образом, выигрыш производителей от продажи про­дукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены: для производителей зерна в стране Б он был равен области а + е (рисунок (а)), а для производителей в Аргентине – области f+j (рисунок (в)).

После установления внешнеторговых отношений производители зерна страны А становятся экспортерами и получают допол­нительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j+g+h+i), а выигрыш от развития торговли - (g + h + i). Что касается производителей зерна страны Б то они, в силу мень­шей конкурентоспособности своего производства со­кращают производство. Их выигрыш теперь составля­ет только область е, то есть они несут потери в размере области а.

Таким образом, в результате развития международной торгов­ли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иност­ранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. Производители в экспор­тных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: