В РУ 35 кВ и выше применяются гибкие шины, выполненные проводами АС. Гибкие токопроводы для соединения генераторов и трансформаторов с РУ б-10 кВ выполняются пучком проводов, закрепленных по окружности в кольцах-обоймах. Два провода из пучка — сталеалюминевые — несут в основном механическую нагрузку от собственного веса, гололеда и ветра. Остальные провода — алюминиевые — являются только токоведущими. Сечения отдельных проводов в пучке рекомендуется выбирать возможно большими (500, 600 мм2), так как это уменьшает число проводов и стоимость токопровода.
Гибкие провода применяются для соединения блочных трансформаторов с ОРУ.
Провода линий электропередач напряжением более 35 кВ, провода длинных связей блочных трансформаторов сОРУ, гибкие токопроводы генераторного напряжения проверяются по экономической плотности тока:
где - ток нормального режима (без перегрузок); Jэ – нормированная плотность тока, А/мм2 (табл. 2).
Сечение округляется до ближайшего стандартного.
|
|
Проверке по экономической плотности тока не подлежат:
· сети промышленных предприятий и сооружений напряжением до 1 кВ при Тмах до 5000 ч;
· ответвления к отдельным электроприемникам U < 1 кВ, а также осветительные сети;
· сборные шины электроустановок и ошиновка в пределах открытых и закрытых РУ всех напряжений;
· сети временных сооружений, а также устройства со сроком службы 3—5 лет.
Таблица 2 - Экономическая плотность тока
Проводник | При Тмах, ч | ||
1000-3000 | 3000-5000 | > 5000 | |
Неизолированные провода и шины: Медные | 2.5 | 2.1 | 1.8 |
Алюминиевые | 1.3 | 1.1 | |
Кабели с бумажной и провода с резиновой и поливинилхлоридной изоляцией с жилами: Медными | 3.1 | 2.7 | |
Алюминиевыми | 1.6 | 1.4 | 1.2 |
Кабели с резиновой и пластмассовой изоляцией с жилами: Медными | 3.5 | 3.1 | 2.7 |
Алюминиевыми | 1.9 | 1.7 | 1.6 |
Проверка сечения на нагрев (по допустимому току) производится по:
Выбранное сечение проверяется на термическое действие тока КЗ по:
При проверке на термическую стойкость проводников линий, оборудованных устройствами быстродействующего АПВ, должно учитываться повышение нагрева из-за увеличения продолжительности прохождения тока КЗ. Расщепленные провода ВЛ при проверке на нагрев в условиях КЗ рассматриваются как один провод суммарного сечения.
На электродинамическое действие тока КЗ проверяются гибкие шины РУ при кА и провода ВЛ при iy 50 кА.
При больших токах КЗ провода в фазах в результате динамического взаимодействия могут настолько сблизиться, что произойдет схлестывание или пробой между фазами.
|
|
Наибольшее сближение фаз наблюдается при двухфазном КЗ между соседними фазами, когда провода сначала отбрасываются в противоположные стороны, а затем после отключения тока КЗ движутся навстречу друг другу. Их сближение будет тем больше, чем меньше расстояние между фазами, чем больше стрела провеса и чем больше длительность протекания и значение тока КЗ. Сближение гибких токопроводов при протекании токов КЗ может быть определено по методу, изложенному в [1].
Гибкие токопроводы с расщепленными фазами проверяются также по электродинамическому взаимодействию проводников одной фазы. Расчет производится в следующем порядке.
Усилие на каждый провод от взаимодействия со всеми остальными п- 1 проводами составляет, Н/м,
где п — число проводов в фазе; d — диаметр фазы, м; — действующее значение тока трехфазного КЗ, А.
Под действием импульсных усилий проводники фазы стремятся приблизиться к центру. Для фиксации проводов и уменьшения импульсных усилий в них устанавливают внутрифазовые (дистанционные) распорки. Расстояние между распорками должно быть, м,
где k =1,8 - коэффициент допустимого увеличения механического напряжения в проводе приКЗ; - максимальное напряжеяие в проводе при нормальном режиме, МПа (при температуре 40°С или при гололеде и температуре -5° С); - коэффициент упругого удлинения материала провода (для алюминия =159•10-13 м2/H); - удельная нагрузка от собственной массы провода, МПа/м; - удельная нагрузка от сил взаимодействия при КЗ, МПа/м:
(q – сечение провода, мм2);
( - максимальное тяжение на фазу в нормальном режиме, Н).
Максимальное тяжение на фазу определяется при механическом расчете проводов гибкой связи одновременно с определением максимальной стрелы провеса.
На участках токопровода вблизи источников питания расстояние между дистанционными распорками может составлять всего 3 - 5 м, а на удаленных пролетах по мере уменьшения токов КЗ это расстояние возрастает. Если по условию электродинамической стойкости дистанционных распорок не требуется, их устанавливают через 15м для фиксации проводов расщепленной фазы.
В закрытых РУ 6-10 кВ ошиновка и сборные шины выполняются жесткими алюминиевыми шинами. Медные шины из-за высокой их стоимости не применяются даже при больших токовых нагрузках. При токах до 3000 А применяются одно- и двухполосные шины. При больших токах рекомендуются шины коробчатого сечения, так как они обеспечивают меньшие потери от эффекта близости и поверхностного эффекта, а также лучшие условия охлаждения.
Сборные шины и ответвления от них к электрическим аппаратам (ошиновка) 6-10 кВ из проводников прямоугольного или коробчатого профиля крепятся на опорных фарфоровых изоляторах.
Для лучшей теплоотдачи и удобства эксплуатации шины окрашивают при переменном токе фаза А в желтый, фаза В - зеленый и фаза С - красный цвет; при постоянном токе положительная шина в красный, отрицательная — синий цвет.
Согласно ПУЭ сборные шины электроустановок и ошиновка в пределах открытых и закрытых РУ всех напряжений по экономической плотности тока не проверяются.
Выбор сечения шин производится по нагреву(по допустимому току). При этом учитываются не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможность неравномерного распределения токов между секциями шин. Условие выбора:
где - допустимый ток на шины выбранного сечения с учетом поправки при расположении шин плашмя или температуре воздуха, отличной от принятой в таблицах ( ). В последнем случае
Для неизолированных проводов и окрашенных шин принято =70°С; =25°С,тогда
где - допустимый ток по таблицам [2] при температуре воздуха = 25 °С; - действительная температура воздуха;
|
|
- допустимая температура нагрева продолжительного режима (по ПУЭ дляшинпринято +70°С).
Проверка шин на термическую стойкость при КЗ производится по условию:
или
где - температура шин при нагреве током КЗ; - допустимая температура нагрева шин при КЗ [1]; - минимальное сечение по термической стойкости; q — выбранное сечение.