Примеры схемы и расчетные формулы

РУ 110 кВ ГРЭС содержит три блока по 50 МВт (Б1, Б2, Б3), один блок 100 МВт (Б5), два блока по 165 МВт (Б6, Б7), два автотрансформатора связи 330/110 кВ по 200 MB·А каждый (АТ1,АТ2).

Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС составляет 37 кА, трехфазного - 31,5 кА. Номинальный ток отключения выключателей 110 кВ ГРЭС - 35 кА, поэтому в РУ 110 кВ ГРЭС необходимо ограничение токов однофазного КЗ.

В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением ХРАТ1 = ХРАТ2 = 10 Ом, для блоков 165 МВт: ХРБ6 = ХРБ7 = 20 Ом, для блока 100 МВт: ХРБ5 = 30 Ом, для блока 50 МВт: ХРБ1 = ХРБ2 = ХРБ3 = 40 Ом.

Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 110 кВ ГРЭС представлены на рис. 4.

Рис. 4. Схемы замещения сети 110 кВ ГРЭС-1:

а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой);
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)

Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно Х 1 = 2,1 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,2 Ом, с реактором - 4,8 Ом.

В результате включения токоограничивающих реакторов в нейтрали трансформаторов и автотрансформаторов ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС уменьшается до 22 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы АТ1 и АТ2 уменьшается с 12,75 до 7,5 кA, т.е. в 1,7 раза.

Если оставить глухо заземленными нейтрали трансформаторов Т1, Т2, Т3 и Т5, то ток однофазного КЗ ограничится до 28 кА, а сквозной ток через автотрансформаторы в выводах СН ограничится в 1,6 раза.

2. ГРЭС-2.

РУ 220 кВ ГРЭС содержит четыре блока по 300 МВт (Б1, Б2, Б3, Б4), два автотрансформатора 500/220 кВ по 3×267 MB·А каждый. К третичной обмотке каждого автотрансформатора подключен генератор 300 МВт. Ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС составляет 45,7 кА, трехфазного - 37 кА. Номинальный ток отключения выключателей - 40 кА. Поэтому на ГРЭС необходимо ограничение тока однофазного КЗ.

В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением Х РАТ = 6 Ом, для блоков 300 МВт: ХРБ1 = ХРБ2 = ХРБ3 = ХРБ4 = 30 Ом.

Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 220 кВ ГРЭС представлены на рис. 5.

Рис. 5. Схемы замещения сети 220 кВ ГРЭС-2:

а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой);
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены традиционной схемой)

Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно 3,6 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,52 Ом, с реакторами - 4,72 Ом.

В результате включения токоограничивающих реакторов ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС уменьшается до 33,4 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы АТ1 и АТ2 уменьшается с 25 до 17,3 кА, т.е. почти в 1,5 раза.

3. Подстанция 330 кВ.

РУ 330 кВ содержит один автотрансформатор 330/110 кВ 200 МВ·А и два автотрансформатора 330/110 кВ по 125 MB·А. Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ РУ составляет 15,2 кА. Кратность сквозных токов в общих обмотках автотрансформаторов при однофазном КЗ близка к нормированному значению динамической стойкости. В соответствии с приложением 3 для автотрансформатора 200 МВ·А выбирается реактор с сопротивлением 10 Ом, для автотрансформаторов 125 МВ·А - реакторы по 20 Ом. Заземление нейтрали автотрансформаторов через реакторы ограничивает сквозной ток КЗ в общих обмотках в 1,5 раза. Наибольшее напряжение на нейтрали автотрансформатора при однофазном КЗ на шинах 110 кВ составляет 27 кВ.

Схемы замещения для расчетов токов КЗ и напряжения на нейтрали представлены на рис. 6.

Рис. 6. Схемы замещения участка сети, примыкающего к подстанции 330 кВ:

а - схема прямой и обратной последовательностей;
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: