РУ 110 кВ ГРЭС содержит три блока по 50 МВт (Б1, Б2, Б3), один блок 100 МВт (Б5), два блока по 165 МВт (Б6, Б7), два автотрансформатора связи 330/110 кВ по 200 MB·А каждый (АТ1,АТ2).
Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС составляет 37 кА, трехфазного - 31,5 кА. Номинальный ток отключения выключателей 110 кВ ГРЭС - 35 кА, поэтому в РУ 110 кВ ГРЭС необходимо ограничение токов однофазного КЗ.
В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением ХРАТ1 = ХРАТ2 = 10 Ом, для блоков 165 МВт: ХРБ6 = ХРБ7 = 20 Ом, для блока 100 МВт: ХРБ5 = 30 Ом, для блока 50 МВт: ХРБ1 = ХРБ2 = ХРБ3 = 40 Ом.
Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 110 кВ ГРЭС представлены на рис. 4.
Рис. 4. Схемы замещения сети 110 кВ ГРЭС-1:
а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой);
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)
Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно Х 1 = 2,1 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,2 Ом, с реактором - 4,8 Ом.
|
|
В результате включения токоограничивающих реакторов в нейтрали трансформаторов и автотрансформаторов ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС уменьшается до 22 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы АТ1 и АТ2 уменьшается с 12,75 до 7,5 кA, т.е. в 1,7 раза.
Если оставить глухо заземленными нейтрали трансформаторов Т1, Т2, Т3 и Т5, то ток однофазного КЗ ограничится до 28 кА, а сквозной ток через автотрансформаторы в выводах СН ограничится в 1,6 раза.
2. ГРЭС-2.
РУ 220 кВ ГРЭС содержит четыре блока по 300 МВт (Б1, Б2, Б3, Б4), два автотрансформатора 500/220 кВ по 3×267 MB·А каждый. К третичной обмотке каждого автотрансформатора подключен генератор 300 МВт. Ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС составляет 45,7 кА, трехфазного - 37 кА. Номинальный ток отключения выключателей - 40 кА. Поэтому на ГРЭС необходимо ограничение тока однофазного КЗ.
В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением Х РАТ = 6 Ом, для блоков 300 МВт: ХРБ1 = ХРБ2 = ХРБ3 = ХРБ4 = 30 Ом.
Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 220 кВ ГРЭС представлены на рис. 5.
Рис. 5. Схемы замещения сети 220 кВ ГРЭС-2:
а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой);
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены традиционной схемой)
Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно 3,6 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,52 Ом, с реакторами - 4,72 Ом.
В результате включения токоограничивающих реакторов ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС уменьшается до 33,4 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы АТ1 и АТ2 уменьшается с 25 до 17,3 кА, т.е. почти в 1,5 раза.
|
|
3. Подстанция 330 кВ.
РУ 330 кВ содержит один автотрансформатор 330/110 кВ 200 МВ·А и два автотрансформатора 330/110 кВ по 125 MB·А. Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ РУ составляет 15,2 кА. Кратность сквозных токов в общих обмотках автотрансформаторов при однофазном КЗ близка к нормированному значению динамической стойкости. В соответствии с приложением 3 для автотрансформатора 200 МВ·А выбирается реактор с сопротивлением 10 Ом, для автотрансформаторов 125 МВ·А - реакторы по 20 Ом. Заземление нейтрали автотрансформаторов через реакторы ограничивает сквозной ток КЗ в общих обмотках в 1,5 раза. Наибольшее напряжение на нейтрали автотрансформатора при однофазном КЗ на шинах 110 кВ составляет 27 кВ.
Схемы замещения для расчетов токов КЗ и напряжения на нейтрали представлены на рис. 6.
Рис. 6. Схемы замещения участка сети, примыкающего к подстанции 330 кВ:
а - схема прямой и обратной последовательностей;
б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)