1. Словарь психологических терминов: эмоции, воля, чувства, эмпатия, фрустрация
2. Перед Вами речевые оценки различных ситуаций. Назовите эмоции, которые испытывает человек, рассчитывающий ситуацию таким образом.
№ | Речевая оценка ситуации | Эмоция |
Мною пренебрегли, меня унизили | ||
Я чувствую угрозу | ||
Я пережил потерю | ||
Я нарушил нравственный принцип | ||
Я живу не в соответствии со своими идеалами | ||
Я желаю того, что есть у другого | ||
Я нахожусь рядом с чем-то отталкивающим | ||
Я боюсь худшего, но желаю лучшего | ||
Я двигаюсь к желанной цели | ||
Со мной хорошо обошелся другой человек | ||
Я хочу получить любовь другого человека | ||
Меня тронуло страдание другого |
3. Определите эмоциональное состояние, которое соответствует каждому из рисунков:
1___________2______________3____________4__________
5____________6_____________7____________8___________
4. Определите эмоциональное состояние по описанию жестов и поз:
№ | Жесты и позы | Состояние собеседника |
Раскрытые руки ладонями вверх | ||
Расстегнут пиджак (или снимается) | ||
Руки спрятаны (за спину, в карманы) | ||
Руки скрещены на груди | ||
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | ||
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | ||
Почесывание подбородка (сопровождается легким прищуриванием глаз) | ||
Человек расхаживает по комнате | ||
Человек старается на вас не смотреть | ||
Человек прикрывает рот рукой во время слушания | ||
Говорящий жестикулирует сжатым кулаком |
Эмоциональные состояния: подчинение; обман; скрытность, утаивание позиции; демонстрация власти, угроза; обдумывание трудного решения; спокойствие; критическая оценка; подозрение, сомнение; спокойствие; критическая оценка; агрессивное состояние; превосходство, уверенность; сомнение, недоверие к говорящему; дружелюбное расположение; искренность; защита, оборона; заинтересованность; внимательное слушание; чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации.
5. Блок самоконтроля:
1) К эмоционально-волевой сфере относится:
а) мышление и речь
б) эмоции и чувства
в) внимание и память
2) Сложнее, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека - это:
а) эмоции
б) воля
в) чувства
3) Непосредственная форма выражения чувств:
а) настроение
б) эмоции
в) страсти
г) аффект.
4) Стенические - это эмоции, которые:
а) уменьшают активность, энергию человека (тоска, печаль, уныние)
б) повышают активность, энергию человека (радость, гнев, ненависть)
в) включает в себя настроение, аффект, стресс, фрустрацию
5) Постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) идентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
6) Чувства, связанные с познавательной деятельностью называются:
моральными;
интеллектуальными;
эстетическими;
практическими.
7) Воля – регулирование человеком своего поведения:
а) неосознанное;
б) сознательное
в) интуитивное;
г) непроизвольное.