Лекция 12. Эмоции, чувства и воля

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических сте­реотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают об­разование временных связей и переживаются как положительные со­стояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигналь­ная система. Переживания могут возникнуть не только при непосред­ственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный ха­рактер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, ин­теллектуальные и эстетические.

Электрофизиологические исследования установили огромное зна­чение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической сис­темы. Специальные эксперименты обнаружили там существование цен­тров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни человека.

Рассмотрим несколько теорий эмоций.

Первый, кто пытается раскрыть биологическую природу чувств, были Ч.Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.

Выразительные движения, как показал Ч.Дарвин, носят приспо­собленный характер. На основе дарвиновского понимания эволюции приспособленных реакций организма можно утверждать, что эмоцио­нальные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав ус­ловия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.

Из дарвинской точки зрения на эволюцию полезных приспособ­лений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в про­цессе эволюции и развития до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственнос­тью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важ­ных функций животного.

В животном мире возникновение эмоций также связано с удов­летворением или неудовлетворением, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограничены и бедны.

У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, ра­дость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.

Близка к этой теории эмоций, предложенная американским фило­софом и психологом Джеймсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двига­тельной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выражен­ными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой яко­бы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изме­нениями. Джеймс трактовал эти изменения, как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения, - это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он пла­чет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что те­лесные изменения, возникающие при различных, эмоциональных со­стояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших, эмоциональных пережи­ваниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступле­ния органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардал, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представлений о целостной физиологической архитектуре любого при­способительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в случае, если обратная информация совпадает или превы­шает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации по­рождает отрицательные эмоции.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и регулирующую функцию.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что пережива­ния возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, застав­ляют преодолевать встречающие на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма..

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, назы­вают экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообра­зен. Причем важно не только значение слова, но и то, что сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состоя­ние - радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не толь­ко во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляется определенного характера жесты, (пан­томимика), возникают специфические оттенки в интонациях.

Познание человеком окружающей действительности будет непол­ным, если оно ограничивается только рациональным знанием, оно не­мыслимо без так называемой эмпатии, т.е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других.

В сложном действии можно выделить несколько основ­ных стадий и этапов.

1. Цель и стремление достичь ее.

2. Осознание ряда возможностей достичь цели.

3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.

4. Борьба мотивов и выбор.

5. Принятие одной из возможности в качестве версии.

6. Осуществление принятого решения.

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оце­ниваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. При очень волевых качествах личности, можно ис­ходить из следующих их определений: целеустремленность, настойчи­вость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнитель­ность.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его во­левых качеств, в процессе его прежде всего самовоспитания. Следует понимать: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Вопросы:

1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.

2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и прочее?

3. Чем объясняется, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?

4. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.

5. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объясняется возникнове­ние этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: