| Показатели | Без спец. заказа | Со спец. заказом |
| Выручка от продажи | 4 920 000 | 5 140 500 |
| Переменные затраты, руб: | ||
| на материалы | 1 107 000 | 1 188 000 |
| на оплату труда | 738 000 | 792 000 |
| общепроизводственные расходы | 615 000 | 660 000 |
| упаковка | 369 000 | 376 500 |
| ИТОГО переменных затрат, руб | 2 829 000 | 3 016 500 |
| Постоянные затраты, руб: | ||
| общепроизводственные затраты | 300 000 | 300 000 |
| реклама | 180 000 | 180 000 |
| коммерческие и административные расходы | 360 000 | 360 000 |
| ИТОГО постоянных затрат, руб | 840 000 | 840 000 |
| Чистая прибыль до нал.обл, руб | 1 251 000 | 1 284 000 |
Анализ таблицы показывает, что при принятии спец. заказа последует увеличение чистой прибыли на 33000 р. Эту сумму также можно проверить следующими вычислениями:
| Чистое увеличение прибыли | = ((цена за ед. - пер.ПЗ на ед.) х кол.-во ед.) -- затраты на упаковку спец.заказа = | |
= (7,35 - 6) х 30000 - 7500 = 33000 р.
Таким образом, специальный заказ следует принять. Следует отметить, что в проблеме специального заказа, все переменные затраты являются, как правило релевантными, а постоянные производственные затраты и все коммерческие и административные расходы – нерелевантными.
Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
При формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей, например, человеко-часов или машино-часов, часто приходится выбирать определенные виды продукции (услуги, заказы), которые приносят наибольшую прибыль. Для определения, какой продукт или продукты производить (продавать) с целью максимизации прибыли, полезно использовать маржинальный подход. Сначала бухгалтер должен определить маржинальную прибыль для каждого продукта, а затем рассчитать маржинальную прибыль на единицу ограниченного ресурса.
Допустим, что предприятие выпускает два вида продукции А и В. Известны следующие данные:
Таблица 5
Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
| Показатели | Продукт А | Продукт В |
| Цена за единицу Переменные расходы на ед. Маржинальная прибыль на ед. Уровень маржинальной прибыли* | 40 р 28 р 12 р 12/40 = 0,3 | 60 р 36 р 24 р 24/60 =0,4 |
* рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (в данном случае в расчете на единицу, как отношение удельной маржинальной прибыли к цене за единицу.
Из этой таблицы видно, что продукт В приносит большую маржинальную прибыль. Именно его следует запустить в производство, но если известно, что производственная мощность ограничена 1000 машино-часами, и что за 1 час можно произвести 4 единицы продукта А или 1 единицу продукта В, то необходимо продолжить анализ с учётом информации о лимитирующем факторе, в данном случае это машино-часы.
Таблица 5 (продолжение)






