Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа»

Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. При этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу».

Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, традиционно носит название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, определяющими эффективное и экономное природопользование.

На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек — природа — общество» фундирует экологическую проблему. Сегодня она выливается в проблему будущего всего человечества и входит в число так называемых «глобальных проблем».

Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер отношения человека к природе. В разные исторические эпохи оно складывалось по-разному. Так, например, для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.

Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма.

Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами.

Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: