Рефрижераторные поезда, секции и автономные вагоны, их особенности и назначение

Рефрижераторный вагон (от лат. охлаждаю) — универсальный крытый вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Для соблюдения условий, при которых груз не подвергался бы вредному воздействию физико-химических и биологических факторов снабжён холодильной установкой.

Основная доля перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам приходится на дальность более 600 км[1]. Для перевозки режимных скоропортящихся грузов, большинство из которых составляют продукты питания, на железных дорогах страны традиционно используется специализированный изотермический подвижной состав.

Рефрижераторные вагоны — это изотермические вагоны, имеющие цельнометаллический кузов с хребтовой балкой и теплоизоляционной прослойкой, защищающей груз от повышенной температуры снаружи. Основным отличием от других изотермических вагонов является наличие машинного охлаждения и электрического отопления. В холодильных машинах рефрижераторного подвижного состава используют в качествехладагентов аммиак, хладон, а также энергию, вырабатываемую дизель-генераторами. Для отопления используются электрические печи.[2]. Также рефрижераторы включают в себя устройства принудительной циркуляции воздуха и вентиляции грузового помещения. Ходовая часть — двухосные бесчелюстные тележки типа КВЗ-И2 с базой 2400 мм. Оборудованы они буксами c роликовыми подшипниками.[3]

Рефрижераторный подвижной состав классифицируется: по составности — поезда (23- и 21-вагонные), секции (12- и 5-вагонные) и автономные вагоны; типу хладагента холодильной установки — аммиак и хладон; системе хладоснабжения — групповой и индивидуальной. При групповой системе холод вырабатывается аммиачными холодильными установками, размещёнными в центральном вагоне, и в грузовые вагоны-холодильники передаётся по рассольной системе при помощи хладоносителя (раствор хлористого кальция СаСl2), при индивидуальной — грузовые вагоны охлаждаются холодильными установками, размещёнными в каждом из них

рефрижераторный поезд, предназначается для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. В состав Р. п. входят 18 или 20 грузовых вагонов (каждый грузоподъёмностью 42 т), вагон-машинное отделение, вагон-дизель-электростанция и служебный вагон для отдыха сопровождающей поезд бригады. Используются также секции и автономные вагоны, входящие обычно в состав грузовых поездов.

Из машинного отделения охлажденный в испарителях холодильных установок рассол нагнетается насосом по магистральному трубопроводу в батареи грузовых вагонов. Заданная температура в грузовых вагонах поддерживается регулирующими приборами. Кузовы вагонов имеют теплоизоляцию. Оборудование Р. п. позволяет поддерживать расчётную температуру от —10 до 14°C при наружной температуре от 40 до —45 °С. В Р. п. осуществляют охлаждение и перевозку овощей и фруктов при температуре 4—6 °С; перевозку охлажденных грузов — при температуре от 0 до 6 °С; замороженных скоропортящихся грузов (мясо, рыба, масло) — при температуре от —6 до —12 °С; быстрозамороженных продуктов — при температуре не выше —12 °С; бананов — при температуре 11—13 °С. Для обеспечения определённых режимов в конкретных условиях грузы перевозятся с отоплением, охлаждением или (в переходный период) при попеременном включении систем охлаждения или отопления.

автономные рефрижераторные вагоны имеют автоматизированное холодильное и энергетическое оборудование. Делится на грузовое помещение и два машинных отделения в торцовых частях. Дизель-генератор и топливный бак смонтированы на общей выдвижной раме, что позволяет демонтировать агрегат через боковую дверь машинного отделения. Нагревательный прибор, работающий на жидком топливе, предназначен для подогрева дизеля перед запуском при низких температурах. На дизель-генераторе смонтирован распределительный щит с приборами контроля и автоматики. Холодильная установка размещена под крышей вагона в перегородке, которая отделяет грузовое помещение от машинного отделения; со стороны грузового помещения расположен воздухоохладитель с вентиляторами и электронагревателем, а со стороны машинного отделения — компрессорно-конденсаторный агрегат с распределительным щитом. Холодильную установку при необходимости можно через дверцы в торцовой стене демонтировать.

Групповой рефрижераторный подвижной состав (ГРПС), включает вагон-холодильную станцию и дизель-электростанцию, а также служебный вагон или отделение.
Холод вырабатывается аммиачными холодильными установками, размещёнными в центральном вагоне, и в вагоны-холодильники передаётся по рассольной системе при помощи хладоносителя (раствор хлористого кальция СаСl2). Грузовые помещения охлаждают при помощи батарей, расположенных под потолком. По батареям циркулирует рассол, предварительно охлаждённый в испарителе вагона-машинного отделения.

Пятивагонные секции БМЗ общим объёмом 160—200 тонн[1] состоят из 4 вагонов рефрижераторов, каждый из которых имеет машинное отделение с двумя холодильными установками одноступенчатого сжатия, работающих на фреоне-12 (хладоне). Вагон Д, находящийся в середине секции, имеет дизель-генераторное отделение, в котором размещены дизель-генераторы и главный распределительный щит.
Секции типа ZB-5 постройки ГДР состоит из четырёх грузовых и одного дизельного вагонов. В дизельном вагоне размещены 2 главных дизель генератора ти и 1 вспомогательный, кабина управления, а также бытовые помещения для обслуживающего персонала. В составе секции вагоны-холодильники стандартной серии — все основные их узлы (рама, стены и крыша), а также расположение машинных установок, изоляция и оборудование грузового помещения максимально унифицированы. Холодильные машины вагонов-холодильников обычно работают автоматически по командным импульсам установки для выбора температурного режима. При необходимости можно управлять ими вручную из кабины управления дизельного вагона. Термостаты поддерживают необходимый температурный режим в грузовых помещениях, включая или выключая холодильные или отопительные установки. Холодильные агрегаты питаются энергией от дизельного вагона через штепсельные соединения, расположенные на торцовых стенах. Стены грузовых помещений выполнены из оцинкованной листовой стали с вертикальными гофрами. Часть секций Zb-5 была переоборудована в секцию с 5 и 8 грузовыми вагонами, секции 4-3252,4-3253 были выпущены с грузовыми вагонами аналогичной конструкции с термосами серий 800 (тип кузова сендвич)
Секции типа ZA-5 состояла также из пяти вагонов, в одном из которых — служебное отделение, в другом — электростанция.
12-вагонная секция состояла из 10 вагонов-холодильников, вагона дизель-электростанции со служебным отделением и вагона-машинного отделения.

Поезда

21-вагонные поезда включают 3 специальных вагона: дизель-электростанцию, машинное отделение и служебный, расположенных в середине состава и соединённых между собой закрытыми переходами. Каждый вагон поезда имеет порядковый номер и определённое место в схеме формирования, их перестановка не допускается. Одна из тележек служебного вагона имеет колёсную пару со шкивом для привода подвагонного генератора. Все вагоны оборудованы автоматическими тормозами.
В вагоне дизель-электростанции установлены четыре основных дизель-генератора и один вспомогательный. Внутри этот вагон разделён на три отделения. Под рамой подвешены четыре бака для дизельного топлива общей ёмкостью 7300 л. Часть топливных баков размещается под вагоном-холодильником. В вагоне-машинном отделении смонтированы две аммиачные холодильные установки двухступенчатого сжатия, обслуживающих каждая свою половину. В служебном вагоне предусмотрены купе, кухня, душевые, туалетные отделения и небольшая слесарная мастерская. Отопление вагона водяное.
Поезд обеспечивает перевозку скоропортящихся грузов при температуре помещения от −10 до +14 °C.
23-вагонные поезда имеют вагон с машинным отделением, вагон дизель-электростанцию и служебный вагон, размещённые одной группой в середине состава. По обе стороны к ним примыкают по 10 грузовых вагонов-холодильников.
Холодильное и энергосиловое оборудование поезда обеспечивает поддержание температуры воздуха в вагонах от −8 до +6 °C при температуре наружного воздуха от -45 до +30 °C и охлаждение плодоовощей за 120 часов с +25 до +4 °C.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: