Характеристика и слагаемые транспортных издержек

Издержки транспортные, совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. При перевозке грузов производятся затраты: на погрузочно-разгрузочные работы, на перемещение (перевозку) грузов от пунктов производства до мест потребления и на тару (упаковку), если последняя необходима только для перемещения груза, а не для его хранения или реализации (продажи); при перевозке пассажиров — на обслуживание пассажиров в пунктах отправления и назначения (вокзалах, портах, станциях), на перемещение пассажиров разными видами транспорта.

Затраты на перевозку грузов и людей внутри предприятий не относятся к народно-хозяйственным И. т. в сфере обращения, а включаются в издержки производства, так как являются частью технологического процесса производства той или иной продукции (перевозки сырья и топлива со складов в цехи, материалов и полуфабрикатов из цеха в цех, готовой продукции из цехов на склады готовых изделий; спуск в шахту и подъём из шахты горняков подъёмными лифтами, канатными дорогами и т. п.). Различают общественные И. т. и издержки транспортных предприятий.

В общественные И. т. необходимо включать, помимо затрат на перевозки грузов и пассажиров транспортом общего пользования, также и затраты промышленных предприятий на перевозки по подъездным путям, связывающим их с транспортом общего пользования. К общественным И. т. относятся и затраты народного хозяйства на перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Издержки транспортных предприятий слагаются из их затрат на перевозку, погрузку-выгрузку грузов, их хранение и т. п.

Абсолютная величина И. т. зависит от объёма и стоимости перевозок. Полного ежегодного учёта И. т. не производится. По ориентировочным расчётам, суммарные расходы народного хозяйства на перевозки всеми видами транспорта СССР (без расходов на тару) в 1969 превысили 30 млрд. руб., из них на грузовые перевозки было затрачено около 88% (в том числе на погрузочно-разгрузочные работы — почти 24%). Ввиду различий себестоимости и средней дальности перевозок доля отдельных видов транспорта в И. т. не соответствует их доле в грузообороте. Так, в СССР в общих И. т. по перевозке грузов на долю автомобильного транспорта приходилось в 1969 около 2/3, железнодорожного около 1/4, морского около 4%, речного около 2%. В И. т. на междугородные пассажирские перевозки свыше половины всех расходов приходилось на железнодорожный транспорт, свыше 1/4 на воздушный, свыше 15% на автомобильный общего пользования (автобусы). Поскольку удельный вес железнодорожного транспорта в междугородных перевозках пассажиров систематически снижается, а автобусного и особенно воздушного транспорта повышается, то соответственно изменяется и доля этих видов транспорта в И. т. на такие перевозки.

Группы издержек:

  1. затраты на оплату труда;
  2. отчисления на социальные нужды;
  3. топливо и энергия;
  4. материалы;
  5. износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  6. амортизация основных фондов;
  7. затраты на ремонт технических средств;
  8. аренда судов и машин;
  9. платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание транспортных средств и услуги сторонних предприятий;
  10. прочие расходы.

Затраты на оплату труда охватывают все выплаты работникам, включаемые в фонд заработной платы:а) основную заработную плату, выплачиваемую за все фактически отработанное время со всеми предусмотренными законом надбавками, доплатами и премиями.б) выплаты компенсирующего характера за непроработанное на предприятии (неявочное) время, т.е. дополнительную зарплату (очередные ежегодные отпуска, дополнительные и льготные отпуска, время выполнения государственных обязанностей, медицинских осмотров, льготные часы подростков, кормящих матерей, донорские дни и др.);в) компенсационные выплаты по районным коэффициентам и северным надбавкам, надбавки за стаж работы по специальности. Отчисления на социальные нужды - это обязательные взносы предприятий в государственные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования) по установленным нормам от начисленной оплаты труда, «роме стоимости рациона коллективного питания. Расходы на топливо и энергию, а также на материалы включают затраты на все виды топлива, энергии и материалов (смазочных, обтирочных, окрасочных, изоляционных, набивочных, прокладочных и др.) для производственных и хозяйственных нужд по ценам приобретения, включая транспортные и заготовительные расходы.Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МВП) - это погашение стоимости средств труда, не относящихся к основным фондам и учитываемым в составе оборотных средств. Обычно он начисляется два раза: первый раз - в размере 50 % стоимости приобретения МВП при передаче их со склада в эксплуатацию; второй раз - в размере остальных 50% при их выбытии за непригодностью к дальнейшему использованию. Прочие расходы объединяют затраты по оплате услуг технадзора, санитарно-эпидемиологических служб, Регистра, пожарной и сторожевой охраны, гидрометеослужбы, почты, связи, медицинских, типографских и др. организаций; затраты на служебные командировки, рекламу, мероприятия по охране труда и культурному обслуживанию, на изобретательство и рационализаторство, на канцелярские товары, представительские и прочие услуги, расходы и др., а по загранперевозкам - страхование груза. Особый вид прочих расходов в современных условиях составляют налоги, сборы и др. платежи, включаемые в себестоимость:а) земельный налог (плата за землю);б) платежи по обязательному страхованию имущества, учитываемого в составе производственных фондов;

в) платежи по обязательному страхованию отдельных категорий работников;

г) плата за загрязнение природной среды в пределах норм предельно допустимой концентрации (ЦЖ); д) отчисления в фонды финансирования общеотраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции и в другие специальные внебюджетные фонды; д) отчисления в дорожный фонд;е) оплата процентов по кредитам банков и поставщиков. Существенную специфику имеют затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства. В их состав входят:

1.содержание самих работников управленческого аппарата на предприятии и в его структурных единицах и материально-техническое обеспечение их деятельности;

2.содержание технических средств (связь и радионавигация, вычислительная техника и др. оборудование, а также здания, помещения и сооружения), обеспечивающих управление;

3.общеэксплуатационные затраты (т.е. подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе по практикантам; набор рабочей силы, доставка работников к месту работы специальным транспортом; износ нематериальных активов; консультационные, информационные и др. услуги; услуги банков, ведомственной и пожарной охраны; командировочные, представительские и др. прочие расходы.

Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование грузов, разницу между фактическими затратами на оплату транспортных тарифов и суммой, возмещаемой поставщиками снабженческо-сбытовым организациям (исходя из средних расстояний перевозок).

Транспортно-заготовительные расходы Включают:

  • наценки,
  • комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческо-сбытовым и внешнеэкономическим организациям в соответствии с заключенными соглашениями;
  • провозную плату по условиям договоров поставки - стоимость железнодорожных и других видов перевозок до станции назначения со всеми дополнительными сборами, а также стоимость погрузочно-разгрузочных работ, производимых при выгрузке груза из железнодорожных вагонов (судна в порту) и погрузке на автотранспорт сторонними организациями;
  • расходы по доставке материальных ресурсов собственным транспортом, включая погрузку и разгрузку - стоимость услуг транспортных цехов предприятий-потребителей по доставке материальных ресурсов от склада грузоотправителя или пункта отправления груза до склада грузополучателя;
  • затраты на содержание специальных заготовительных контор, складов, агентств - на аренду, отопление, освещение и др.;
  • на командировки по заготовлению материальных ресурсов - оплата командировок шоферам, грузчикам, другим работникам, связанным с доставкой товаров на склады предприятия;
  • расходы на оплату тары и упаковки (кроме деревянной и картонной) - их стоимость, установленная сверх цены материальных ресурсов, прибывающих в этой таре (кроме залоговых сумм за многооборотную тару), за вычетом стоимости тары по цене возможной реализации, износ оборотной тары;
  • расходы на ремонт и восстановление тары, в которой доставляются товары, перед ее возвратом или реализацией - стоимость услуг подразделений предприятия, занятых ремонтом и восстановлением тары (кроме деревянной);
  • суммы потерь сырья и материалов в пути в пределах норм естественной убыли.

При расшифровке по экономическим элементам транспортно-заготовительные расходы, носящие характер услуг сторонних организаций, а также суммы потерь материальных ресурсов в пути относятся к соответствующим материальным издержкам. Расходы, связанные с доставкой товаров собственным транспортом, погрузкой и разгрузкой силами персонала предприятия, а также ремонтом тары и упаковки, включаются в смету затрат на производство в составе соответствующих элементов затрат.

Транспортно-заготовительные расходы учитываются обособленно от производственных расходов с целью определения себестоимости заготовляемых материальных ценностей и их фактической оценки. По мере отпуска материальных ценностей на производство продукции транспортно-заготовительные расходы списываются на производственные затраты в доле, соответствующей стоимости списанных материальных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: