1. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании.
2. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности.
3. Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины.
4. Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания.
Основные понятия: гносеология, субъект, объект, отражение, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, истина, практика, интуиция.
Темы докладов и творческих проектов
1. Эмпиризм и рационализм в истории философии.
2. Агностицизм в философии Д. Юма, И. Канта, Э. Маха.
3. Идеалы образования в информационном обществе.
4. Теория иероглифов Г. Гельмгольца.
|
|
5. Гипотеза, ее значение для науки. Гипотетико-дедуктивный метод.
6. Наука и техника: знание в производстве и производство знания.
8. Концепции истины в истории философии.
9. Диалектика истины и заблуждения.
10. Естественнонаучное и социальное прогнозирование.
Задания для самоконтроля
1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это …
2. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:
а) словом; б) знаком; в) понятием; г) переживанием
3. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает …
4. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания – это …
5. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
6. Укажите представителей агностицизма в классической философии:
Ф. Бэкон, Д. Беркли, Г. Гегель, Д.Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Платон.
7. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:
а) обобщение; б) факт; в) теория; г) гипотеза
8. Как называется метод познания, заключающийся в движении мысли от общего к частному?
а) дедукция; б) идеализация; в) индукция; г) синтез
9. К формам практики как критерия истины не относится:
а) общественное производство; б) идеология;
в) научно-экспериментальная деятельность;
г) социально-политическая деятельность
10. Подчеркните представителей рационализма в новоевропейской философии:
а) Г.В. Лейбниц и Р. Декарт; б) Р. Декарт и Ф. Бэкон;
в) Г.В. Лейбниц и Дж. Локк; г) Дж. Локк и Б. Спиноза.