1. Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека.
2. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.
3. Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.
4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Основные понятия: человек, гуманизм, эвтаназия, гармония, индивид, личность, индивидуальность, свобода, индивидуализм, конформизм, эгоизм, альтруизм, смысл жизни.
Темы докладов и творческих проектов
1. В поисках смысла жизни.
2. Абсурдность жизни в философии экзистенциализма.
3. Идентичность в традиционном и современном обществе.
4. Современная цивилизация и границы человеческой свободы.
|
|
5. Угрозы человеческой природе. Свобода, случайность, ответственность.
6. Условия, границы и перспективы свободы человека.
7. Природа и сущность человека.
8. «Жизнь после смерти» как философская проблема.
Задания для самоконтроля
1. Учение о человеке – это …
2. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг – это …
3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом – это …
4. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности – это …
5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – это …
6. Мораль, согласно Ф. Ницше:
а) форма обретения человеком смысла жизни;
б) увертка для лишних и случайных людей;
в) форма ценностного освоения действительности;
г) форма общественного сознания.
7. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:
а) фатализма; б) креационизма;
в) эсхатологизма; г) провиденциализма.
8. Натуралистический подход к человеку характерен для:
а) философии И. Канта; б) философии Фомы Аквинского;
в) теории личности З. Фрейда;
г) философии К. Маркса.
9. Какой мыслитель ввел понятие «негативная свобода»?
а) К.Г. Юнг; б) Б. Спиноза; в) Э. Фромм; г) З. Фрейд; д) З. Бауман.
10. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающее выбор человеком собственной сущности, характерно для следующего философского направления:
а) прагматизма; б) марксизма;
в) постмодернизма; г) экзистенциализма.