Тема 6. Антропология: философское учение о человеке

1. Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности.

4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

Основные понятия: человек, гуманизм, эвтаназия, гармония, индивид, личность, индивидуальность, свобода, индивидуализм, конформизм, эгоизм, альтруизм, смысл жизни.

Темы докладов и творческих проектов

1. В поисках смысла жизни.

2. Абсурдность жизни в философии экзистенциализма.

3. Идентичность в традиционном и современном обществе.

4. Современная цивилизация и границы человеческой свободы.

5. Угрозы человеческой природе. Свобода, случайность, ответственность.

6. Условия, границы и перспективы свободы человека.

7. Природа и сущность человека.

8. «Жизнь после смерти» как философская проблема.

Задания для самоконтроля

1. Учение о человеке – это …

2. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг – это …

3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом – это …

4. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности – это …

5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – это …

6. Мораль, согласно Ф. Ницше:

а) форма обретения человеком смысла жизни;

б) увертка для лишних и случайных людей;

в) форма ценностного освоения действительности;

г) форма общественного сознания.

7. В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом:

а) фатализма; б) креационизма;

в) эсхатологизма; г) провиденциализма.

8. Натуралистический подход к человеку характерен для:

а) философии И. Канта; б) философии Фомы Аквинского;

в) теории личности З. Фрейда;

г) философии К. Маркса.

9. Какой мыслитель ввел понятие «негативная свобода»?

а) К.Г. Юнг; б) Б. Спиноза; в) Э. Фромм; г) З. Фрейд; д) З. Бауман.

10. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающее выбор человеком собственной сущности, характерно для следующего философского направления:

а) прагматизма; б) марксизма;

в) постмодернизма; г) экзистенциализма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: