Оптимизация структуры капитала организации

Структура капитала – соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых в хозяйственной деятельности. Она влияет на коэффициент рентабельности активов и собственного капитала, определяет систему коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности и формирует соотношение доходности и риска.

Предприятие, использующее только Собственный Капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии =1), но ограничивает темпы развития и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Предприятие, использующее Заемный Капитал, имеет высокий финансовый потенциал развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, но возрастают финансовые риски и угроза банкротства).

Оптимизация структуры капитала - расчет такого соотношения собственного и заемного капитала, при котором максимизируется рыночная стоимость предприятия, обеспечиваются оптимальные пропорции между уровнем финансовой устойчивости и уровнем рентабельности собственного капитала.

Управление структурой капитала заключается в создании смешанной структуры капитала представляющей такое оптимальное сочетание собственных и заемных источников при котором минимизируются общие затраты на капитал, и максимизируется рыночная стоимость предприятия.

Финансовая стратегия направлена на достижение в долгосрочной перспективе целей организации в соответствии с ее миссией путем обеспечения формирования и использования финансовых ресурсов, т.е. управления финансовыми потоками организации, и прежде всего на обеспечение конкурентоспособности организации, которая включается в устойчивости:
1) роста объемов производства;
2) инвестиционной активности;
3) инновационной активности;
4) благосостояния работающих и собственников организации.
При этом финансовую стратегию организации следует классифицировать на два вида: генеральная финансовая стратегия; финансовая стратегия отдельных задач.

Стратегическое (перспективное) финансовое планирование - это идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих финансовых решениях. Стратегическое финансовое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с финансовыми ресурсами, которые будут использованы для их достижения. Задача стратегического финансового планирования заключается в том, чтобы определить цели организации и направления ее деятельности в финансовой сфере, важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, а также выработать долгосрочную финансовую политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей.

Виды финансовых стратегий

Стратегия привлечения финансовых ресурсов

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию:
1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.
2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.
3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.
4. Привлечение донорских средств крупных фирм — потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.
5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).

EVA

В 1980-х – 90-х годах в рамках VBM-концепции (концепция Value-Based Management, VBM - наиболее подходящий перевод данного термина - управление, нацеленное на создание стоимости) появился целый ряд показателей, на основе некоторых в дальнейшем возникли методы оценки и даже системы управления, например, на базе показателя экономической добавленной стоимости - Economic Value Added, EVA, и EVA-based management, отражающих процесс создания стоимости.

Концепция экономической добавленной стоимости традиционно основывалась на предположении, что первичной целью деятельности любой компании является максимизация дохода ее акционеров путем обеспечения получения инвесторами необходимой нормы доходности. Ранее предпочтение отдавалось традиционным методам оценки эффективности деятельности компании, таким как рентабельность, доход на акцию, однако данные показатели не увязывали эффективность деятельности и систему поощрения за данную эффективность со стоимостью для акционеров, а следовательно, и со стоимостью компании в целом. В последующие годы все большей популярностью стала пользоваться новая концепция менеджмента, в основу которой заложена идея управления собственностью на базе стоимости – Value Based Management (VBM).

Из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания стоимости компании в рамках VBM-концепции, показатель экономической добавленной стоимости – Economic Value Added (EVA) – является самым известным и распространенным.

В конце 80-х гг. прошлого века идею экономической добавленной стоимости стала разрабатывать компания Стен и Стюарт (Stern, Stewart & Co.). Джоел Стерн (Joel Stern) и Беннет Стюарт (Bennet Stewart)[4] предложили идею оценки эффективности деятельности компании с помощью показателя экономической добавленной стоимости. Были описаны основные характеристики метода экономической добавленной стоимости, взаимосвязь между показателем EVA и стоимостью компании, разработаны схемы поощрения менеджеров на базе показателя экономической добавленной стоимости.

Стюарт определил экономическую добавленную стоимость как чистую операционную прибыль после уплаты налогов за вычетом расходов по привлечению и обслуживанию капитала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: