Данный метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью ставки r, устанавливаемой аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Например, делается прогноз, что инвестиция IС (Investment of Capital) будет генерировать в течение n лет годовые доходы в размере Р1, Pk, …, Pn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов PV (Present Value)и чистая приведенная стоимость (эффект) NPV (Net Present Value) соответственно рассчитываются по формулам:
PV = S ;
NPV = S − IC;
где: PV — накопленная величина дисконтированных доходов;
NPV — чистая приведенная стоимость (эффект)
Pk — величина годовых доходов в k -том году, k = 1, 2, 3, …, n;
IС — величина первоначальных инвестиций;
r — ставка дисконтирования.
|
|
n — продолжительность проекта.
Показатель чистой приведенной стоимости используется для оценивания и ранжирования различных альтернативных вариантов инвестиций с использованием общей базы для сравнения. Инвестор должен отдавать предпочтение только тем проектам, у которых NPV положительна. Чем больше NPV, тем эффективнее проект.
Экономическая интерпретация трактовки критерия NPV:
NPV > 0, проект следует принять, ценность компании увеличатся;
NPV < 0, проект следует отвергнуть, ценность компании уменьшится;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Следует особо прокомментировать ситуацию, когда NPV = 0. В этом случае, действительно, благосостояние владельцев компании не меняется, однако, как уже отмечалось выше, инвестиционные проекты нередко принимаются управленческим персоналом самостоятельно, при этом менеджеры могут руководствоваться и своими предпочтениями. Проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу - в случае реализации проекта объемы производства возрастут, т.е. компания увеличится в масштабах. Поскольку нередко увеличение размеров компании рассматривается как положительная тенденция (например, с позиции менеджеров аргументация такова: в крупной компании более престижно работать, кроме того, и жалование нередко выше), проект все же принимается.
При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.