МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
По направлению подготовки
Юриспруденция
Квалификация (степень) «бакалавр»
Киров 2014
Шестопалов А.П., Конышев Д.Н.
История политических и правовых учений. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2014.
Рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений» составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденному приказом Минобрнауки России от 4.05.2010 № 464, на основе рабочей программы Шестопалова А.П. Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений». – М.: МГЭИ, 2011.
© Кировский филиал МГЭИ, 2014 г.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Утверждаю Декан юридического факультета __________________И. Г. Травина «___» _________________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
|
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История политических и правовых учений»
Направление подготовки 40.03.01.62 Юриспруденция
Курс: | Аудиторная работа: | ||
Семестр: | Лекции: | ||
Практические занятия: | |||
Зачет: | Самостоятельная работа: | ||
Экзамен: | Экзамен: | ||
Курсовая работа: | Всего часов: | 108 (3 з.е.) |
Рабочую программу составил: | Конышев Денис Николаевич |
(Ф. И. О. преподавателя) | |
Доцент, канд. исторических наук | ___________________________ |
(должность, ученая степень, звание) | (подпись) |
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин | |
Протокол № _ от «__» ______ 201 г. | |
Заведующий кафедрой | _______________ Д. Н. Конышев |
(подпись) |
Киров 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………. | |
Структура и содержание дисциплины ……………………………………….. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………… | |
Тематический план (типовой) ………….…………………………………………………….. | |
Программа курса ……………………………………………………………………………………………………….. | |
Образовательные технологии ………………………..…………….…………………………… | |
Контроль знаний студентов. Оценочные средства ……… | |
Вопросы для подготовки к зачету ……………..…………….………………………. | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………………………………………………………………………. | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
|
Место дисциплины в структуре ООП. «История политических и правовых учений» является дисциплиной по выбору профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 3-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).
Освоение истории политических и правовых учений базируется на знаниях, приобретенных в рамках изучения текущих и предшествующих дисциплин: «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Философия».
Знания, полученные в ходе изучения курса, могут быть применены для освоения последующих дисциплин государственно-правовой специализации.
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов правового мышления и высокого уровня политической и правовой культуры; научение глубокому осмыслению сути политических процессов, происходящих в современной российской и мировой политике в условиях глобализации.
Основные задачи курса: изучение основных политико-правовые доктрин и учений, школ, течений, теоретического наследия крупнейших представителей юридической мысли; формирование навыков анализа и оценки юридического значения правовых актов, экономических, общественных, политических и правовых явлений прошлого и настоящего; овладение категориальным аппаратом политико-правовой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности.
Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет истории политических и правовых учений; политические и правовые учения в Древнем мире, в феодальном обществе, в Европе в период ранних антифеодальных революций, в период кризиса феодализма (XVIII в.), в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина
XIX в.), во второй половине XIX в.; политические и правовые учения в ХХ-ХХ1 вв.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: анализ причинно-следственные изменений в развитии мировой и отечественной политической и правовой мысли; умение аккумулировать информацию о современных научных исследованиях актуальных проблем в области политико-правовой мысли; овладение основами профессионального мышления юриста.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира (Древнего Востока): Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древнем Китае; Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик»; политическое и правовое учение Аристотеля; римские юристы о праве и его видах; политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока; «Русская Правда» как источник знаний о правовой системе древнерусского государства; политические и правовые взгляды Зиновия Отенского; развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской революции; особенности политико-правовых учений С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Х. Томазия; Бабеф и другие участники «Заговора во время равенства» о задачах революции, законах переходного периода, об устройстве и конституции будущего общества и государства; политико-правовая идеология крестьянских движений; Л. фон Штейн о соотношении государства и гражданского общества, о классовом содержании форм государства; славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков и др.) о роли православия в судьбе России и характере ее народа; К. Маркс и Ф. Энгельс о базисе и надстройке, о классовом характере государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении, сущности, этапах развития и исторических судьбах; обоснование идеи коммунистической революции и диктатуры пролетариата; политические взгляды А.И. Герцена и В.Г. Белинского; шестидесятники; Н.Г. Чернышевский; революционное народничество; П.Л. Лавров; М.А. Бакунин; русский бланкизм; П.Н. Ткачев; проблемы государства и права в теориях демократического, христианского, исламского и других видов социализма; анархизм и анархо-синдикализм; политико-правовые идеи национальных движений в Африке, Азии, Латинской Америке.
|
|
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:
знать о значении истории политических и правовых учений в системе юридических наук; основные политико-правовые доктрины и учения, школы, течения, теоретическое наследие крупнейших представителей юридической мысли; основные исторические этапы, общие закономерности и особенности становления и развития политической и правовой мысли России;
уметь анализировать причинно-следственные изменения в развитии мировой и отечественной политической и правовой мысли; оценивать юридическое значение правовых актов, принимаемых различными государственными органами Российской Федерации; применять на практике полученные знания, самостоятельно анализируя различные экономические, общественные, политические и правовые явления прошлого и настоящего, учитывая конкретные исторические условия появлений тех или иных учений;
|
|
владеть категориальным аппаратом политико-правовой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); основами профессионального мышления юриста, позволяющими осознавать и анализировать окружающую действительность с позиции политико-правового знания; информацией о современных научных исследованиях актуальных проблем политико-правовой мысли.
Процесс изучения дисциплины «История политических и правовых учений» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
студент:
- владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.