Социология как наука, её объект и предмет

Термин социология состоит из сочленения двух слов: латин­ского soci(etas) — общество и греческого logos — наука, знания, оз­начая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии фран­цузский философ - позитивист Огюст Конт. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва­ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест­ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей- ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как фи­зические или биологические явления и процессы, существует не­зависимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект со­циологии столь же объективен, как объект изучения физики, био­логии и других наук. Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем воз­можность определить, в чем заключается ее предмет. Социология – наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития, и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулиро­вать ее основные задачи. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных фактов, понима­ние социальных отношений и взаимодействий. Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные,воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не юлько в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и раз­вития. Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить развитие общества как структурированную социальную действи-к-льность. Понимание того, какой социальный каркас, какая структура составляет основу общества, очень важно, но этим по­ниманием не исчерпываются ее задачи. Четвертая задача социологии предопределяется тем, что на основе выявления тенденций и закономерностей общественного развития социология ставит перед собой цель исследовать воз­можные варианты изменения изучаемых явлений и процессов в будущем. Пятая задача состоит в том, чтобы на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.Вычленение основных задач социологии позволяет определить и её основные функции. 1. Позновательная, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры. 2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий. 3. Оценочная функция, т.е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество. 4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение со­циальным явлениям. 5. Мировоззренчески-идеологическая функция, претворяю­щая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. 6. Прогностическая функция, т.е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. 7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тен­денции и закономерности социального развития, определив прогназируемые варианты тех или иных изменений в обществе, социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. 8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки.

2. Уровни и структура, источники социологического знания.

Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней. Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.тВ современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей: верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки); четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня; третий — частные, или специальные, теории; второй этаж представлен эмпирическими исследованиями; нижний этаж — прикладные исследования. Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям. Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.Самый верхний уровень социологического знания, связанный с научной картиной мира (НКМ), еще не является собственно социологическим, а скорее имеет универсальное для всех наук значение и носит философский характер. НКМ включает в себя совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существует общество и индивиды. У картины мира и общесоциологической теории много общего. И первая и вторая раскрывают наиболее сущностные черты социального бытия и фундаментальных законов развития общества. Общих теорий больше, чем НКМ: возможно, около двух десятков.Следующий уровень социологического знания - частные (специальные) социологические теории, обычно формализованные и логически компактные модели социальных процессов, касающиеся отдельных сфер жизни, социальных групп и институтов. Эмпирические исследования - это крупномасштабные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель — способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций. Прикладные исследования - маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. В зависимости от ориентированности социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на реализацию чисто научных вопросов: что познается? (объект) и как познается? (метод). Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера и отвечают на вопрос: для чего познается? Таким образом, эти теории различаются не по объекту или методу, а по тому, какие цели и задачи ставит перед собой исследователь — познавательные или практические. Различают также макро- и микросоциологию. Макросоциология сосредоточивается на анализе таких понятий, как «общество», «социальная система», «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», «социальный институт», «культура», и т.д. В отличие от макросоциологии микросоциология исследует конкретную проблематику, связанную с поведением индивидов, их поступками, мотивами, определяющими взаимодействие между ними. Микросоциология тесно связана с эмпирическим (прикладным) уровнем социологического знания, а макросоциология — с теоретическим. Однако и в той и в другой присутствуют как теоретический, так и эмпирический уровни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: