Классики социологической науки

Период конца XIX — начала XX в. в истории социологии получил название «классического». В это время творили великие ученые, сформировавшие облик социологии как науки и во многом предопределившие ее дальнейшее развитие. Основателем классической социологии считается выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Ему удалось выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе. В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт назвал свою науку социальной физикой, а впоследствии (в 1839 г.) - социологией. О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности.Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. - все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

7. Донаучный период в социологии.

Процесс развития общественной жизни и общества в целом берет начало у истоков человеческой цивилизации. В первобытной стадии зарождения человечества личность практически не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. Зарождение примитивных способов ведения трудовой деятельности дает основу для возникновения представления о социальном равенстве или неравенстве, складывающемся в обществе. В данных представлениях доминировала положительная оценка уравнивания членов рода или племени. К середине I тысячелетия до н.э. мнение о неизбежности в обществе социального неравенства оформилось в концептуальные установки. Новые социально-трудовые правила утвердились в восточных мифологических учениях Конфуция, Будды, Заратустры. В дальнейшем эти учения послужили религиозно-этической опорой и рациональным оправданием для поддержания социальной стабильности в только что вышедшем из первобытнообщинного строя человеческом обществе.В тот же период в древнегреческом обществе новая социальная мысль стала обозначаться в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Были выявлены два направления ее дальнейшего развития: приоритет общественного интереса и общего труда, предложенный Платоном в труде?Государство*; &зґ приоритет личности и индивидуальности над обществом, поддерживаемый трудами Эпикура и Аристотеля. При анализе этапов развития трудовой деятельности. Феодальный период общественного развития характеризовался развитием ремесленного труда, труда с применением ручного инструмента, внедрением новых технологий обработки и производства. При этом уровень профессионализма ремесленника имел прямую зависимость от уровня сложности предмета обработки. Зарождение капиталистических отношений связано с применением труда наемных работников. Произошли качественные преобразования в содержании труда. Теперь реализовался основной смысл технического прогресса — передача основных и трудоемких операций от работника механизмам и агрегатам. В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1538) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества. Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.Джон Локк

(1632—1704). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (1743—1794). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: