Билет 2. Религиозно-мифологическая интерпретация техники

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге "Возникновение технологии", опубликованной в конце XIX века, писал: "Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа....Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня — операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами...... Итак, вся техника этой эпохи, — заключает автор, — имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной".

Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: "технический оптимизм" (технофилия) и "технический пессимизм" (технофобия).

В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма (в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины XX в., все активнее получали формы выражения технофобные настроения.

Еще А. Бергсон (1859-1941) доказывал, что техника — одно из проявлений "творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от "тесаного камня до паровой машины" ему виделось проявление духовной силы человечества.

Современные концепции и теории, исходящие из экофильных воззрений (теория "индустриального общества", концепция "биотехнологической революции" и др.), не отвергая острых противоречий в технико-технологической сфере современной цивилизации, тем не менее, именно с развитием техники и технологии связывают преодоление "цивилизационных вызовов", в том числе и в экологической области.

По мнению Ф. Дессауэра (1881-1963), техника — не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям, но включает некоторую "трансцендентную сущность", выходящую за пределы человеческого познания, и проникающую в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им "божественного предназначения".

Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер (1880-1936), прогнозируя кризис "фаустовского человека", наметил тенденции "заката Европы". С одной стороны, техника трактуется им как "тактика жизни", а с другой — отчетливо подмечалось, что "переизбыток техники" угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на "противоестественный" ("искусственный") уровень.
Билет 3. Понятие органопроекции у Эрнста Каппа.

Философия техники — направление социально-философских и научно-технических исследований, связанных с выявлением и изучением различных аспектов (философских, исторических, социальных, культурологических и др.) отношения "наука—техника—социум". Выделяются несколько соответствующих исторических школ.

Немецкая школа. Именно в рамках этого направления появились первые работы, анализирующие феномен техники. Одной из первых считается работа Э. Каппа (1808-1896) "Основные направления философии техники" (1877), где сформулирована система вопросов, ставших предметом обсуждения нового научного направления.

Техника рассматривается им как "точка интеграции" социокультурных процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории "органической проекции", в основе которой лежит представление о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде — всего руке. "Первотехника" возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования "человеческих органов"; а затем происходит инверсия, т. е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механистические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: