Билет 8. Техника как фактор познания

Техникознание — система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т. е. предметов орудийной деятельности социума. Это область знаний, имеющая преимущественно практическую направленность, реализуемая в рамках технико-технологической (инженерной) деятельности.

С одной стороны, технические науки — своеобразный "мостик" между теоретическим знанием, приобретенным в процессе развития конкретных естественных наук, а также его воплощением в соответствующих технических объектах. С другой стороны, технические науки — самостоятельная сфера инженерно-технологического знания, обеспечивающая проектирование, создание и функционирование инженерных систем различной степени сложности.

Техническое знание находит отражение в технике (и технологии), которые являются одновременно результатом, средством и объектом предметно-практической деятельности. В результате применения технико-технологических систем реализуется конкретная целевая установка человека (социума).

К примеру, первые формы орудийной деятельности человека были связаны с обеспечением его биологического! выживания; современные инженерные объекты (скажем, атомные электростанции) создают предпосылки для перспек­тивного энергетического обеспечения цивилизации.

Технические науки занимают промежуточное положение между естествознанием и человекознанием. Дело в том, что развитие техникознания детерминировано природными закономерностями, выявляемыми в рамках естествознания. Вместе с тем динамизм технических наук обусловлен целевыми установками и потребностями социума, теоретические предпосылки которых обосновываются системой социально-гуманитарного знания. При этом техникознание — самостоятельная сфера технических, инженерных и социально-технических знаний.

Во второй половине XX в. значительно повысился статус технических наук в системе научного знания. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, тем, что технические объекты ("вторая природа") все более активно и масштабно вытесняют естествен-; ные природные системы; обостряется цивилизационный конфликт между человеком (социумом) и биосферой. Адекватное его преодоление предполагает целенаправленное развитие техникознания, углубление и расширение сфер его действия.

Во-вторых, известным "разочарованием" результатами^ развития естественных наук, которые не оправдали в пол-ной мере возлагаемых надежд, создав вместе с тем дополнительные трудности для техникознания (например, необходимость технологической утилизации ядерных отходов).

В-третьих, перед цивилизацией возникла система проблем ("вызовов"), требующих именно практического разрешения (повышение степени безопасности атомной энергетики, продовольственное обеспечение мирового населения, преодоление негативных последствий "информационной революции", эффективное использование биотехнологий и др.).

Задача технических наук как раз и заключается в том, чтобы, с одной стороны, выделить и проанализировать (наряду с естествознанием и человекознанием) возникающую проблему, а с другой стороны, обеспечить ее практическое разрешение, что в меньшей степени характерно (и не является основной задачей) для естественных и социально-гуманитарных наук.

Система технического знания является специфической формой научной абстракции, отличной от естествознания и человекознания. Технические науки (техникознание в целом) — развитая форма технического знания.

Объектом технических наук выступают формы целесообразной предметно-практической деятельности социума, т. е. искусственные продукты (и результаты) его взаимоотношений с природными (естественными) элементами и процессами.

Предмет техникознания — система орудийной деятельности социума, т. е. проектирование, создание и обеспечивание функционирования техники, технологии и производства, а также их подсистем. Технические науки (И техникознание в целом) развиваются на стыке естествознания и человеко-знания.

Технические науки — определенная система знаний о технико-технологических объектах (и соответствующих системах), полученная не только в процессе логико-гносеологической, но и предметно-практической деятельности. Следовательно, необходимо выделять эмпирический и теоретический уровни развития технических наук.

Современное техникознание — сложная система, включающая в общей форме следующие подсистемы:

• знание, конкретизирующее соответствующие закономерности естествознания применительно к техническим системам определенного технологического назначения (например законы физики конкретизируются в рамках общей теории машин);

• знание, формирующее общее представление о технико-технологических системах различного уровня и назначения (скажем, науки энергетического цикла включают какобщетеоретические основы энергетики, так и теплотехнику, электротехнику и др.); разрабатывающее методы и средства проектирования, конструирования и овеществления (материализации) соответствующих технико-технологических процессов и явлений в конкретных технических объектах и системах;

• знание, выявляющее закономерности развития технико-социальных систем, образованных в процессе включения технических объектов в социокультурную реальность (эргономика, инженерная психология и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: