double arrow

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы

Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: "технический оптимизм" (технофилия) и "технический пессимизм" (технофобия). Отметим их особенности.

В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма (в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины XX в., все активнее получали формы выражения технофобные настроения.

Еще А. Бергсон (1859-1941) доказывал, что техника — одно из проявлений "творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от "тесаного камня до паровой машины" ему виделось проявление духовной силы человечества.

Современные концепции и теории, исходящие из экофильных воззрений (теория "индустриального общества", концепция "биотехнологической революции" и др.), не отвергая острых противоречий в технико-технологической сфере современной цивилизации, тем не менее, именно с развитием техники и технологии связывают преодоление "цивилизационных вызовов", в том числе и в экологической области.

Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер (1880-1936), прогнозируя кризис "фаустовского человека", наметил тенденции "заката Европы". С одной стороны, техника трактуется им как "тактика жизни", а с другой — отчетливо подмечалось, что "переизбыток техники" угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на "противоестественный" ("искусственный") уровень.

В течение 70-80-х гг. XX в. под воздействием негативной направленности социально-экологических процессов усиливается пессимистическая интерпретация перспектив технико-технологического развития цивилизации. Особенно заметное воздействие на общественное мнение оказали результаты исследований, выполненных под эгидой Римского клуба ("Пределы роста", 1972 и др.), из которых вытекало, что сохранение современных тенденции мирового развития, в том числе и в технико-технологической сфере, ведет к планетарной экологической катастрофе.

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно —она еще-более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди.

В разных теоретических системах она именуется неодинаково. В марксистской терминологии это «научно-техническая революция», по цивилизационной типологии О. Тоффлера — «социо-техническая революция». Чаще всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Ее результатов в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «постиндустриальная», «информационная», «информационно-экологическая».

Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие «информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору информация понималась попросту как передача сообщения. В последние десятилетия на волне кибернетического бума это понятие переосмысливалось и углублялось. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни.

Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях у разных авторов информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание

энтропии, передача многообразия, мера сложности структур, вероятность выбора и т. д. При всем этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.

И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «информация — мать эрудиции». Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко распространенным. Полагая возможность развития- общества кале «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».

Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих культуры является техника. В нашей печати (В. В. Налимов) отмечалось, что на Земле нет кроме человека ни одного существа, которое нуждалось бы в энергии, не могущей быть освоенной натурально,'физиологически. Недаром возник миф о Прометее, похитившем огонь у богов. От первого костра кроманьонцев до современных гидростанций и атомных реакторов — таков путь расширения энергетической основы технического прогресса. Последовательно сменяют друг друга как основы технических конструкций: дерево, медь, бронза, железо, сталь, сплавы, композиты разных модификаций. И их роль не исчезла.

Однако главным и основным стало сейчас решение проблемы: как именно соединить энергию и материал, сконцентрировать, отстроить, собрать много в единое. А для этого и надо опираться на информацию, прежде всего сущностную, т. е. научную.

Техника и технология наших дней весьма наукоемки.

Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. Действительно, создание этих технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т. е. радикальное качественное преобразование в основах производительной деятельности, в отношении Человечества и Природы.

Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных изменений, разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промышленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные структуры заменяются территориально рассеянными производственными сетями. Интеллектуальная деятельность подверается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.

В этой ситуации высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки. Дальновидные экономисты давно осознали значимость «человеческого капитала». А это значит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в человека. Будущее экономики, экологии вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для, глубоких социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности — социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демократических решений,-упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулировании ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на самого человека-, его образ жизни, род занятий, самочувствии.. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер интеллектуальной деятельности..

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности — «виртуальная реальностью, искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков компьютерных игр и экстатической погруженности в «виртуальную реальность».

Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уровень информированности, попросту не сравнимый с современным, пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей - все это породит иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее па основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех коллизий в отношении «общество -природа». Назревающий глобальный зкокризис повелительно требует поворота общества в сторону коэволюциоиных задач, т. е. достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом будущем невозобнов-ляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т. д.). Но есть один ресурс, который стремительно возрастает — интеллектуальный, информационный и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо. Многое в кем пугающе, быстро оборачивается злом. Перед человечеством возникли глобальные проблемы, выросли проблемы выживания рода людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: