Механизм управления в социальной сфере и его элементы

В процессе управления социальной сферой необходимо учитывать особенности, которые отличают её от других секторов национальной экономики:

а) объектом управления является человек;

б) интенсивность труда в социальной сфере не поддается детальному учету и контролю;

в) на характер деятельности значительной части организаций этой сферы оказывают влияние местные социально-экономические, демографические, транспортные, экологические условия.

Механизм управления социальной сферы является составной частью общего механизма управления национальной экономикой и включает:

1. методы; 2. функции; 3. организационные структуры.

Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью достижения определенных социальных результатов. В управлении социальной сферой используются административные, экономические и социально-психологические методы.

Административные – основываются на отношениях подчинения и дисциплины. Применение таких методов обеспечивается государственным принуждением, например, всеобщее обязательное общее образование, принудительная госпитализация и лечение лиц опасных для окружающих, использование сметного финансирования и т. д.

По мере развития рыночных отношений, возрастает роль экономических методов в управлении социальной сферой. Перспективным экономическим методом является социальное программирование, которое представляет собой форму системного перераспределения финансовых ресурсов для решения конкретных социальных задач на основе определения приоритетов, критериев, а также экспертной оценки ситуации. Важной чертой социального программирования является четкое определение адресата получения ресурсов (например, программная классификация расходов бюджета). Экономические методы управления проявляются также в расширении прав и возможностей организаций социальной сферы (бюджетных) в привлечении внебюджетных источников финансирования своей деятельности.

Социально-психологические методы управления – способы целенаправленного воздействия на людей, посредством формирования убеждений и норм поведения, отвечающих интересам общества и государства. Реализуется с помощью мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей с помощью выговоров.

Функции управления социальной сферой – действия, определяющие качество и эффективность работы в этой сфере. Общими функциями в управлении социальной сферой являются:

а) прогнозирование и планирование – выражается в составлении социально-экономических прогнозов развития государства на перспективу. Наиболее масштабно в рамках РБ долгосрочный прогноз развития социальной сферы представлен в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ до 2020». Кроме того, проблемы социального развития отражены в программе социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы. Ежегодно в рамках деятельности по составлению проекта бюджета на будущий бюджетный год, составляются прогнозы экономического и социального развития РБ и административно-территориальных единиц.

б) разработка и внедрение социальных стандартов и нормативов. В основу перспективных расчетов развития социальной сферы закладываются научно-обоснованные социальные и экономические нормы и нормативы, которые являются критериями для оценки текущего и прогнозируемого уровня обеспеченности населения важнейшими видами социальных услуг. В современных условиях это выражается в расширении функционирования системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) – это система стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг, выражающиеся в установлении норм и нормативов предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных услуг, социальных пособий и иных выплат. Правовой основой для реализации социальных стандартов в РБ является Закон РБ о ГМСС РБ. В нем определены критерии формирования ГМСС, установлены принципы. В систему ГМСС РБ включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ, социальной поддержки и социального обслуживания (всего 44 норматива).

в) регулирование процесса создания и деятельности организаций социальной сферы путем лицензирования этой деятельности.

Организационная структура органов управления социальной сферой. В соответствии с Конституцией РБ, управление социальной сферой осуществляют все ветви власти. Государственное управление социальной сферой возложено на Президента, Парламент, Совет Министров РБ (правительство), отраслевые профильные министерства и т.д. На местах функции управления выполняют специализированные подразделения местных исполнительных органов (например, управление здравоохранения облисполкома, управление образования облисполкома и т. д.). Более подробно структуру государственного управления социальной сферой рассмотрим в одной из последующих лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: