Управление финансами в социальной сфере, характеристика элементов управления

Управление финансами в социальной сфере имеет свою специфику, так как финансовые отношения в отраслях, оказывающих населению в значительной мере услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием видов их деятельности, форм собственности, методов и способов мобилизации финансовых ресурсов. В управлении финансами социальной сферы также различают: управляемую систему и управляющую систему. Управляемая система – совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках социальной сферы, а также финансовых ресурсов, которые формируются и используются в организациях социальной сферы. Управляющая система - совокупность организационных структур или органов управления, непосредственно осуществляющих управление финансами в целом, а также на макро- и микроуровне. Механизм управления на микроуровне включает в себя процессы финансирования, инвестирования, а также участия организации социальной сферы в роли продавца на рынке социальных услуг.

Содержание процесса управления финансами социальной сферы раскрывается через составляющие этот процесс функциональные элементы: финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль.

Для управленческих действий необходимо наличие финансовой информации. Финансовое планирование в организациях социальной сферы, которые функционируют на коммерческих началах, осуществляется по тем же принципам, с применением тех же методов финансового планирования, что и в отраслях реального сектора экономики. Объёмы финансовых ресурсов и направления их использования отражаются в финансовых планах, конкретные формы которых установлены в уставных документах организаций, например, в форме сметы, баланса расходов и доходов и т. д. Но обязательно в этих планах должны присутствовать разделы и конкретные статьи, отражающие финансовые взаимоотношения с государством, с кредитными организациями, банками. Процесс организации финансового планирования в бюджетных учреждениях имеет определенные особенности:

а) планирование расходов в бюджетных организациях социальной сферы основывается на важнейших требованиях и подходах планирования расходов бюджета на социально-культурные мероприятия. Эти расходы планируются по вертикали и по горизонтали. Планирование по вертикали выражается в установлении и законодательном закреплении направлений расходования бюджетных средств в рамках бюджетов различных уровней. Планирование по горизонтали выражается в определении направлений расходования бюджетных средств исходя из установленного объема бюджетных ассигнований по конкретным учреждениям и организациям социальной сферы и специфическом плановом документе – бюджетной смете. Различают индивидуальные и сводные бюджетные сметы, например, индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство. Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет называется сметным планированием. При составлении бюджетных смет обязательно учитываются производственные и оперативно-сетевые показатели, которые характеризуют содержание, специфику деятельности различных организаций социальной сферы и обеспечивают максимально возможный объем их расходов.

б) кроме бюджетных средств, бюджетные организации могут использовать и внебюджетные средства, поступающие в виде доходов от оказания платных услуг. Процесс формирования и использования внебюджетных средств отражается в смете доходов и расходов внебюджетных средств. Такая смета составляется по каждому виду поступающих внебюджетных источников. В отличие от бюджетной сметы она обязательно включает раздел «Доходы». В расходной части этого документа отражается использование данных источников в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджета. В данной смете предусмотрен также раздел «Налоги и отчисления», в котором фиксируются налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством. Превышение доходов над расходами распределяется между целевыми фондами в следующей пропорции: 40% в фонд материального поощрения, 60% в фонд производственного и социального развития.

Распорядителями бюджетных средств выступают органы и организации, которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством имеют полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляют другие функции.

Получатели бюджетных средств – это бюджетные или иные организации, а также физические лица, имеющие право на получение бюджетных средств и отвечающие за целевое и эффективное их использование.

Бюджетное назначение – это полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств действующим бюджетным законодательством.

Оперативное управление – предполагает анализ отклонения фактических показателей от плановых для принятия соответствующих управленческих решений по выполнению поставленных целей и намеченных задач в деятельности конкретных организаций. Получаемая в ходе анализа информация является основанием для внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, при этом порядок внесения изменений в бюджетные сметы регулируется бюджетным законодательством. В нем оговариваются случаи и причины, по которым могут быть внесены изменения в бюджетную смету, например, уточнения показателей соответствующего бюджета по доходам или расходам (секвестр бюджета), перераспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств или между различными кварталами внутри бюджетного года. Решения о внесении изменений в бюджетные сметы принимаются либо распорядителем бюджетных средств, либо органом, исполняющим соответствующий бюджет после внесения изменений в бюджетную роспись.

Порядок внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, функционирующих на коммерческих началах, определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения запланированных показателей и не регулируется законодательством. Применяется принцип самостоятельности.

Финансовый контроль – организация финансового контроля в социальной сфере различается в зависимости от способа осуществления хозяйственной деятельности организациями социальной сферы, от применяемых методов мобилизации финансовых ресурсов. Государственному финансовому контролю подвергается процесс планирования и исполнения смет бюджетных организаций. В то время как в коммерческих организациях он ограничивается только вопросами своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством. Бюджетные организации охвачены всеми формами финансового контроля: предварительным, текущим и последующим. Предварительный контроль осуществляется распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления бюджетной сметы и в процессе её утверждения. Текущий контроль проводится бухгалтерскими организациями или органами, осуществляющими исполнение бюджета. Они проверяют соответствие представленных платежных документов, оправдательных документов на финансирование предусмотренных в смете расходов. Последующий контроль – исполнение сметы проводится распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами, комитетом государственного контроля. Выявляются нарушения, отклонения, проводится анализ сохранности денежных средств. Применяются методы финансового контроля: проверки, ревизии, аудит. Объектом аудиторского контроля может стать финансово-хозяйственная деятельность коммерческих организаций в социальной сфере, не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для организации. Аудит проводится по инициативе руководства организации. Аудиторский контроль деятельности бюджетных организаций не предусмотрен действующим законодательством.

В целом сложившаяся в Республике Беларусь система управления финансами бюджетных учреждений сохранила многие черты советской централизованной системы планирования и нормирования, которая функционировала в условиях стабильных, слабо дифференцированных по регионам (регулируемых) цен и оплаты труда. Поэтому приходится учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию. Изменчивость и нестабильность экономических условий сделали неизбежным увеличение роли органов местного управления и непосредственно бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).

Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (например, число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), то есть размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.

Такие нормативы должны быть научно обоснованными, отражать общественно-необходимые затраты по оказанию соответствующих услуг и ориентироваться на высокое качество. Однако разработка таких нормативов в республике не производилась, поскольку в условиях дефицита бюджета профинансировать расходы, рассчитанные по научным нормативам, не представлялось возможным. Поэтому в практике бюджетного планирования используются расчетные нормативы бюджетного финансирования, исчисленные на основании данных о фактических затратах прошлых лет.

Научно разработанные нормативы могли бы играть роль ориентира в определении объема финансовых ресурсов для организации деятельности учреждения. Разница между нормативной величиной финансирования и возможностями бюджета могла бы определять размер недостающих средств, компенсировать которые могут внебюджетные источники, выполняя при этом функцию дофинансирования.

Потребность в нормах и нормативах сохраняется и в условиях рыночной экономики. Именно рынок заставит руководителей нормировать элементы собственных затрат, анализировать их целесообразность и эффективность, чтобы выдержать условия конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: