Образовательные услуги как продукт отрасли образования, социальные стандарты в образовании

Понятие образовательная услуга трактуется по-разному. Образовательная услуга — это:

1) учебно-педагогическая деятельность;

2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;

3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;

4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.

В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию:

· по длительности оказания: краткосрочные (от одного дня до месяца); среднесрочные (от месяца до года); долгосрочные с различными уровнями (среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

· по констатации достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней: с получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения;

· по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат;

· по ассортименту (набор направлений и специальностей, определённых в государственном образовательном стандарте) и номенклатуре (совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов разного уровня; переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.).

Можно выделить следующие особенности образовательных услуг:

а) подобно большинству услуг они невещественны (качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о понятийной оценке) и не могуг накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала;

б) образовательная услуга, как правило, имеет значительную протяжённосгь во времени;

в) потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений, навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу), другими словами – качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от базовых знаний абитуриентов, принимаемых на обучение;

г) образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем, без посредников, хотя и допускают при использовании компьютерных технологий применение дистанционных методов обучения;

д) в потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное) потребителя;

е) качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля;

ё) образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы;

ж) образовательные услуги – достаточно высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы, потраченные на получение специальности.

Названные свойства образовательных услуг как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

Социальные стандарты в сфере образования:

1. Норматив обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85% детей дошкольного возраста в целом по республике и по конкретным территориальным образованиям должны быть обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях);

2. Норматив охвата детей дошкольного возраста подготовкой к школе (100% детей пятилетнего возраста должны быть охвачены подготовительной работой к школе);

3. Норматив денежных средств на содержание 1-го ребенка в учреждениях дошкольного образования (в 2014г. – не менее 2 млн. 50 тыс. в год);

4. Норматив бюджетной обеспеченности на обучение 1-го учащегося в учреждениях общего среднего образования (в 2014г. – не менее 1 млн. 370 тыс. в год);

5. Обеспеченность общей площадью учебного заведения (не менее 8 квадратных метров на учащегося);

6. Обеспеченность спортивными сооружениями (зданиями спортивного назначения – 0,5 кв. м. на одного учащегося, спортивными плоскостными сооружения – 1,62 кв. м. на одного учащегося);

7. Обеспеченность ПК (не менее 1-го на 30 учащихся или один компьютерный класс на школу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: