Характеристика образования как отрасли социальной сферы

Образование – одна из отраслей национальной экономики и отрасль социальной сферы. В процессе общественного воспроизводства образование выполняет специфическую роль, осуществляет образовательную деятельность.

Образовательная деятельность – это разновидность лицензируемой деятельности, связанной с организацией в государстве процесса обучения, воспитания граждан, осуществляемое в интересах человека, общества, государства и направленное на сохранение, преумножение и передачу знаний, на интеллектуальное, культурное и нравственное воспитание человека, на подготовку квалифицированных кадров для экономики.

Субъектами образовательной деятельности выступают: государство как заказчик образовательных услуг, учреждения образования как производители образовательных услуг, физические лица как потребители образовательных услуг.

В Республике Беларусь в современных условиях уровень грамотности взрослого населения составляет 99.7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98%. Как отмечалось нами выше, на протяжении последних лет в Беларуси наблюдается рост индекса развития человеческого потенциала, одним из компонентов которого как раз является оценка уровня образования в стране (по этому индексу РБ занимает 50 место из 187 стран). В РБ, например, на 10 тысяч населения приходится 418 студентов ВУЗов (это достаточно высокий показатель, превосходящий мировой – в странах Европы и США этот показатель составляет примерно от 150 до 350 человек). Другой вопрос, насколько экономически целесообразно «массовое» высшее образование (яркий пример – проведение дополнительного набора на бюджетные места в технических, военных, сельскохозяйственных, педагогических вузах республики в 2014 году с проходным 3-х балловым порогом).

На сегодняшний день в стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в данной отрасли социальной сферы занято около 445 тысяч работников. В последние годы существенно обновлена материальная база учреждений образования (построено почти 300 новых объектов образования).

Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Образование в РБ подвергается постоянным изменениям, развивается, совершенствуется в зависимости от целей и задач, стоящих перед обществом. Развитие системы национального образования основывается на определенных принципах:

а) приоритетность образования. Соблюдение этого принципа не в полной мере подтверждается долей бюджетных средств, выделяемых на финансирование образования (4-5% ВВП; в США, например, - 7,3%, в Канаде – 6,6%, в Англии – 6,5%);

б) государственно-общественный характер управления образованием;

в) обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

г) обязательность общего базового образования;

д) доступность технического и профессионального образования (для многих стран постсоветского пространства это сегодня уже большая проблема, поскольку были в своё время ликвидированы учебные заведения подобного типа и направления).

е) преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования.

ё) повышение качества образования для каждого.

В зависимости от масштабности управление образовательной сферой имеет 3 уровня:

1) Министерство образования и другие министерства и ведомства, под юрисдикцией которых находятся отдельные образовательные учреждения.

2) Управления образования областных исполнительных органов и минское городское управление образования.

3) Отделы образования районных, городских исполнительных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: