Образование – одна из отраслей национальной экономики и отрасль социальной сферы. В процессе общественного воспроизводства образование выполняет специфическую роль, осуществляет образовательную деятельность.
Образовательная деятельность – это разновидность лицензируемой деятельности, связанной с организацией в государстве процесса обучения, воспитания граждан, осуществляемое в интересах человека, общества, государства и направленное на сохранение, преумножение и передачу знаний, на интеллектуальное, культурное и нравственное воспитание человека, на подготовку квалифицированных кадров для экономики.
Субъектами образовательной деятельности выступают: государство как заказчик образовательных услуг, учреждения образования как производители образовательных услуг, физические лица как потребители образовательных услуг.
В Республике Беларусь в современных условиях уровень грамотности взрослого населения составляет 99.7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98%. Как отмечалось нами выше, на протяжении последних лет в Беларуси наблюдается рост индекса развития человеческого потенциала, одним из компонентов которого как раз является оценка уровня образования в стране (по этому индексу РБ занимает 50 место из 187 стран). В РБ, например, на 10 тысяч населения приходится 418 студентов ВУЗов (это достаточно высокий показатель, превосходящий мировой – в странах Европы и США этот показатель составляет примерно от 150 до 350 человек). Другой вопрос, насколько экономически целесообразно «массовое» высшее образование (яркий пример – проведение дополнительного набора на бюджетные места в технических, военных, сельскохозяйственных, педагогических вузах республики в 2014 году с проходным 3-х балловым порогом).
|
|
На сегодняшний день в стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в данной отрасли социальной сферы занято около 445 тысяч работников. В последние годы существенно обновлена материальная база учреждений образования (построено почти 300 новых объектов образования).
Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).
|
|
Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.
Образование в РБ подвергается постоянным изменениям, развивается, совершенствуется в зависимости от целей и задач, стоящих перед обществом. Развитие системы национального образования основывается на определенных принципах:
а) приоритетность образования. Соблюдение этого принципа не в полной мере подтверждается долей бюджетных средств, выделяемых на финансирование образования (4-5% ВВП; в США, например, - 7,3%, в Канаде – 6,6%, в Англии – 6,5%);
б) государственно-общественный характер управления образованием;
в) обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
г) обязательность общего базового образования;
д) доступность технического и профессионального образования (для многих стран постсоветского пространства это сегодня уже большая проблема, поскольку были в своё время ликвидированы учебные заведения подобного типа и направления).
е) преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования.
ё) повышение качества образования для каждого.
В зависимости от масштабности управление образовательной сферой имеет 3 уровня:
1) Министерство образования и другие министерства и ведомства, под юрисдикцией которых находятся отдельные образовательные учреждения.
2) Управления образования областных исполнительных органов и минское городское управление образования.
3) Отделы образования районных, городских исполнительных органов.