Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними состоит в признаке возмездности, т. е. сборы взимаются в обязательном порядке за оказание определенных услуг.
Ст. 8 НК РФ дает определение, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:
обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;
|
|
возможность принудительного способа изъятия;
осуществление контроля единой системой налоговых органов.
Однако несмотря на некоторые одинаковые признаки, как отмечается в учебной литературе1, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.
По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.
По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.
По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
3. Функции налога
Налоги выполняют следующие функции.
1) Фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с возникновением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
|
|
Регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес.
Налогам присуща и контрольная функция, посредством которой государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.
Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов, но все функции действуют в системном единстве, т. е. они взаимосвязаны: взаимодействуют и нередко взаимопроникают в процессе реализации налоговых правоотношений.