Шлёпаем губами по языку»

(«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»)


А теперь уж не зубами –

Я пошлёпаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по­шлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облег­чает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение уп­ражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

20. «ПОКУСАЕМ ЯЗЫК»


Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня Я кусаю всё проворней.

Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улуч­шения иннервации (нервной проводимости).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать
кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения., ф, *

Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык. широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляци­онной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

21. «КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА»


«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения язы­ка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.

Обратите внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполне­нии упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой сто­роны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка.

22. «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»


Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние — не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратите внимание! 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны.

23. «ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА»


Щёк своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертуш­ку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направлен­ная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в неболь­шую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в буты­лочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

24. «ЛОПАТОЧКА»


Поперёк улыбки лёг —

Отдыхает язычок.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж­нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19).

25. «ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»


Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Усложнение. По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь. 2. Боковые края языка касаются уголков рта. 3. Не сжимать язык зубами. 4. Выдох спокойный.

26. «ГОРКА» («МОСТИК»)



Улыбаюсь, рот открыт —

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя­щих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред­ложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: