(ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЧАШЕЧКА» НА ВЕРХНЕЙ ГУБЕ «ЧАШЕЧКА» НА ВЕРХНИХ ЗУБАХ - «ЧАШЕЧКА» ВВЕРХУ ЗА ЗУБАМИ)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок —
Во рту язычок.
Цель. Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание. Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.
Обратите внимание! 1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. 2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
ФОКУС»
(«ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ»)
Я «чашку» выведу вперёд,
С неё подую вверх.
И тёплый воздух обдаёт
Мой носик, например.
Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение. На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его —он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык зубами. 3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.