Механизмы поиска оптимальных пропорций


в современном обществе
Поиски оптимальных пропорций в современных (прежде всего западных) государствах затруднены из-за тяжелого груза традиций, мифов и теорий, оставшихся от феодализма и периода первоначального накопления капитала. Поэтому внешне это выглядит как борьба между партиями, одни из которых выступают за усиление государственных механизмов социальной защищенности малообеспеченных, а другие — за уменьшение роли государства и снижение налогов за счет сокращения социальных программ. Понимание реальных механизмов общественного воспроизводства, изображенного на прилагаемой схеме, позволяет проанализировать реальные процессы перераспределения национального дохода и выявить их недостатки и пороки [2, с.82].

1) Рента, как правило, изымается государством через разного рода налоги — на землю, лицензии на добычу природных ископаемых, акцизы и др. выплаты. Недостатком такого метода является законодательное установление размеров этих сборов в денежной форме в абсолютной величине денежной единицы или в процентах от стоимости. При этом все факторы, влияющие на ренту учесть невозможно и, в одних случаях, большая часть ренты остается у пользователя, в других эти сборы превышают величину ренты, что приводит к прекращению использования такого объекта. Причем постоянный инфляционный фон в 10% годовых последовательно приводит к снижению доли централизованно-концентрируемойренты и к необходимости периодически пересматривать величину налогов и акцизов.

2) Распределение дохода внутри предприятия. Здесь главным действующим лицом является предприниматель. Ориентируясь в своей деятельности на максимальный чистый доход предприятия, что является его функцией и оправдывает его существование, предприниматель при заданном чистом доходе стремится увеличить предпринимательский доход за счет снижения заработной платы работников и дивидендов капиталистов-акционеров, чем нарушает оптимальные пропорции распределения дохода между социальными группами. Без вмешательства государства подобные действия приводят к кризисным явлениям.

Однако на этом уровне вмешательство государства крайне ограничено. Работники защищены только централизованно установленной минимальной заработной платой. Наряду с положительным эффектом с точки зрения социальной защищенности этот метод регулирования имеет и свои отрицательные стороны законодательное установление минимума заработной платы может приводить к росту безработицы из-за невозможности его обеспечить на многих малых предприятиях.

Акционеры – те из них, кто исключен из числа владельцев контрольного пакета (а таких большинство) вообще никак не защищены от произвола предпринимателя. Дивиденды устанавливаются большинством голосов, а оно у предпринимателя. Кроме того, в случае разорения предприятия из-за некомпетентности предпринимателей или простого мошенничества акционер теряет практически весь свой капитал, вложенный в предприятие.

Возникшая на этом этапе диспропорция в доходах социальных групп современное государство пытается ликвидировать на следующей ступени его перераспределения — за счет соответствующей налоговой политики.

3) Налоговая политика современного государства.

Налоговая политика государства в принципе не может быть пропорциональной из-за описанных выше диспропорций. Поэтому в любом государстве в связи с последовательным введением поправок к налоговому механизму времен первоначального накопления возникла сложная, малопонятная людям и дорогостоящая система налогообложения.

Прежде всего, во всех без исключения государствах существует двухканальная система налогообложения — облагаются как физические, так и юридические лица. Во-вторых, десятки налогов, рассчитываемых от разных баз, с одной стороны могут быть больше, чем чистый доход предприятия, а с другой стороны дают возможность, перебрасывая расходы из одной статьи в другую, не платить эти налоги.

Недобор рентных платежей компенсируется налогами на имущество и прогрессивным налогом на личные доходы граждан. При этом никак не выявляется — получен ли этот доход из-за присвоения ренты, за счет дополнительного вложения капитала или собственным интеллектуальным или предпринимательским трудом. Налог в социальные фонды с базой от заработной платы работников приводит к заинтересованности как работодателя так и работника, официально числящегося безработным, в неоформлении отношений найма, что позволяет одному экономить средства, а другому получать дополнительный доход за счет пособия по безработице [2, с.83].

Все это приводит к необходимости кроме налоговой инспекции иметь налоговую полицию. Окупаемость налоговой полиции — мнимая. Изменение налоговой системы за счет оптимизации распределения дохода на первом уровне приведет, как будет показано ниже, к ненужности этого органа.

Однако недостатки системы налогообложения усиливаются на следующем этапе перераспределения.

4) При распределении национального бюджета по статьям расхода также имеет место значительные искажения. Прежде всего, это касается фонда обеспечения неотчуждаемых прав человека. Ни в одной стране такого наименования нет. Но везде есть пособия многодетным, безработным, матерям-одиночкам и т.п. Выделение группы нуждающихся в защите само по себе требует специального законодательства по их выявлению, определению нуждаемости и т.д. Произвол чиновников здесь может быть очень велик. Кроме того, часть людей как показано выше может получать пособия, не нуждаясь в них. Это приводит к необходимости создавать кроме бирж труда еще и полицию труда. Как и при прогрессивном налогообложении здесь очень велик соблазн взяток и вымогательств со стороны этих чиновников. То, что при такой системе не все нуждающиеся получают социальную помощь ясно без дополнительных пояснений [2, с. 84].

Все фонды (статьи расхода) бюджета закладываются в виде абсолютных цифр исходя из предполагаемых поступлений. При этом как правило их не хватает из-за перегруженности бюджета социальными программами и невозможностью получить в бюджет все необходимые средства из-за несовершенства первичного распределения и налоговой системы. Поэтому постоянно растет государственный долг, поступления меньше (или больше) планируемых и у Правительства возникает возможность перераспределять бюджет между статьями расходов без согласования с парламентом. Так возникает остаточное финансирование.

Разумеется, в странах, столетиями, совершенствующими свою налоговую и бюджетную систему, эти противоречия в достаточной степени сглажены. Но они существуют и постоянно дают о себе знать. Иначе не было бы кризисов и постоянной смены партий у власти. В России же все это проявляется наиболее резко.

5) Таможенные тарифы должны применяться для защиты внутреннего производителя, но так, чтобы не отбить охоту к совершенствованию технологий и снижению себестоимости. Но необходимость снизить дефицит бюджета провоцирует государство использовать таможню в фискальных целях. Еще одно смещение пропорций, которое также приводит к негативным последствиям.
3.3 Рациональные механизмы перераспределения


национального дохода

Рациональные механизмы перераспределения национального дохода основаны на представлении о реальных механизмах общественного воспроизводства, изображенных на прилагаемой схеме и тезисе о священном праве частной собственности, не имеющем никаких исключений при его реализации.

Последовательность отчислений от валового дохода предприятия (валовая выручка минус издержки производства) производится следующим образом:

1)Амортизация — отчисляется на специальный амортизационный счет в соответствии с установленными нормами, налогами не облагается и может быть использована на восстановление использованного в процессе производства основного капитала. Обоснованием необходимости законодательного закрепления этих отчислений является право частной собственности капиталиста (акционера) на свою долю в капитале, который не должен расходоваться в процессе производства.

2) Арендная плата за землю, а также рентные и акцизные платежи на право добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов должны выплачиваться собственнику природных ресурсов. Таковым не может быть государство само являющееся созданием граждан. Собственником природных ресурсов, которые никто не создавал, не покупал, и продавать не имеет права, являются все без исключения граждане страны в равных долях. Они и должны (каждый лично) получать плату с хозяйствующего субъекта за право использования природных ресурсов. Механизмом определения размера этой платы должны стать аукционы на право использования. Именно аукцион позволяет сопоставить относительную ценность используемого ресурса и наличие капитала для его использования. Причем на аукцион выносится не размер разовой оплаты, что резко ограничивает круг лиц, которые могут ее выплатить, а постоянные (ежемесячные, ежеквартальные) выплаты как доля от дохода предприятия. В этом случае право на использование получит не обладатель максимальной суммы на момент аукциона, а тот, кто наиболее рационально и эффективно сможет организовать производство.

Таким образом, уже на этом этапе реализуется механизм социальной защиты каждого гражданина страны как собственника равной с другими доли природных богатств страны и обеспечиваются условия для последующего рационального перераспределения национального дохода.

Еще более важным следствием такого распределения ренты является возможность реализации общенациональной идеи, которую можно сформулировать следующим образом:

Территория России является единой, неделимой, равнодолевой собственностью ее граждан.

3) Из оставшегося чистого дохода предприятия должны быть выделены дивиденды как процент на вложенный капитал. Этот процент должен быть установлен законодательно как процент от чистого дохода предприятия и выплачиваться акционеру. Обосновывается это тем, что дивиденд — частная собственность акционера и его выплата или невыплата не может решаться большинством голосов. Так как капитал стремится к максимальному доходу, а при равном проценте от чистого дохода предприятия больший процент на вложенный капитал будет выплачен там, где получен больший чистый доход, вкладчик капитала получает объективный критерий для размещения своих средств на том или другом предприятии и для изъятия их из малоэффективных. Дивиденды должны составлять 15-20% от чистого дохода предприятия.

4) Оставшийся доход предприятия является собственностью предпринимателей и работников и должен быть распределен между ними. Законодательно необходимо установить механизмы договорного процесса для выработки процентного распределения дохода между этими категориями участников, а также, внутри слоя работников — между исполнителями и менеджерами, между рабочими и специалистами, между рабочими разных профессий. Причем, в зависимости от отрасли в договоре должна быть предусмотрена доля (как предпринимателей так и работников) дохода, идущего на расширение производства. Доля предпринимателей и работников в капитале предприятия должны постоянно расти. Акционер также может увеличивать свою долю, капитализируя свои дивиденды или дополнительно вкладывая средства, полученные в результате деятельности в других сферах.

5) Принятие такого механизма первичного распределения резко меняет и упрощает последующее перераспределение национального дохода. И прежде всего — систему налогообложения. Появляется возможность формировать бюджет только из одного источника — личных доходов граждан единым процентом от дохода независимо от способа получения этого дохода и его размера. Так как у каждого гражданина России есть доход (как минимум — дивиденды от совладения природными ресурсами), то налогоплательщиком становится каждый. Такое налогообложение дает возможность легко найти оптимальную долю национального дохода, перераспределяемого через бюджет, понятна для каждого и обеспечивает заинтересованность каждого в эффективном расходовании его налогов. В настоящее время эта доля должна составлять около 50%.

Признание права частной собственности на те или иные объекты не совместимо с налогообложением имущества, купленного на средства, с которых был удержан налог.

6) Третий регулятор — распределение средств внутри бюджета также должен быть изменен. Расходные статьи бюджета должны планироваться не в рублях, исходя из гипотетического дохода, а в процентах от дохода бюджета. Глубина деталировки по каждому из фондов зависит от важности и сложности этих фондов. При этом банк обязан соответствующую долю поступлений направлять непосредственно на счета ответственных за реализацию программ лиц. Таким образом ликвидируется остаточный принцип, а возможные текущие диспропорции ликвидируются за счет резервных и страховых фондов. На основе полученного опыта можно ежегодно менять пропорции на небольшую величину, последовательно приближаясь к оптимальному распределению.

7) Таможенная политика никогда не будет выполнять свою главную функцию — защиту внутреннего производителя, если на ней лежит фискальная функция. Поэтому все доходы от таможенный платежей должны распределяться между населением страны и присоединяться к их личным доходам, как и рентные платежи. При этом возможна сознательная политика защиты внутреннего производителя. Она основана на констатации факта отставания России на технологическом уровне от основных западных стран в производстве товаров народного потребления — товаров глубокой переработки. Следовательно, на 5 — 7 лет должны быть установлены довольно высокие ввозные тарифы на эти товары с ежегодным снижением до величин, определяемых более низкой рентой в России по сравнению с основными западными странами (прежде всего из- за климата). Причем ввоз передовых технологий от налогов должен быть освобожден. Распределение таможенных платежей между населением страны позволит, защищая производителя, не наносит удара по потребителю и увеличит платежеспособный спрос населения на товары внутреннего производства, что, в свою очередь, обеспечит инвестиции в те отрасли и на те товары, в которых в наибольшей степени нуждается население.

Другие механизмы регулирования рынка — кредитная и финансовая политика, льготы и субсидии — являются косвенными регуляторами распределения национального дохода между социальными группами, носят подчиненный к рассмотренным методам характер и могут, как способствовать росту производства при приближении к оптимальным пропорциям, так и порождать стагнацию и кризис, если эти их применение приводит к ухудшению пропорций.

Именно политика правительства России с 1992-го года вела к резкому изменению пропорций в сторону от оптимума, что и явилось причиной более чем 50% снижения объема производства в стране [2, с.86-88].

Национальное богатство –один из важнейших показателей экономического развития страны, который представляет денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за всю его историю по состоянию на определенную дату.

Впервые национальное богатство было исчислено английским экономистом У.Петти в 1664 г., во Франции он был рассчитан в 1789г., в США – в 1803 г. и в России – в 1864 г. Наиболее значительными исследованиями национального богатства являются работы Р. Голдсмита, который рассчитал национальное богатство США за период 1898–1958 гг.

В современной экономической литературе единый подход к определению структуры национального богатства не сложился. Одни экономисты включают в него весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления. При этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие ученые вводят в качестве элемента национального богатства и естественные ресурсы. Третьи полагают, что национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности – знания, информацию, культуру и т.п.

Для подсчета национального богатства в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы».

Активами являются объекты собственности, в отношении которых институциональные единицы осуществляют свои права собственности и от владения и использования которых они получают экономическую выгоду. К активам относятся здания, машины и оборудование, земля, акции, облигации, депозиты и др. Каждый из них дает владельцу определенный экономический эффект, выгоду. Так, здания и сооружения создают необходимые условия для производственной деятельности. Применение более совершенных машин и оборудования позволяет получить экономический эффект от роста производительности труда. Владельцы денежных депозитов, акций и облигаций получают доход в виде дивидендов и процентов.


Пассивы –это задолженность или обязательство по погашению своих долгов. Пассивы представляют собой источник формирования активов хозяйствующих субъектов. Как правило активы и пассивы эквивалентны друг другу.

Собственность отражается в активах в стоимостном выражении. Это дает возможность определить совокупную стоимость всей собственности определенной институциональной единицы. Совокупная величина активов за вычетом пассивов (задолженности) образует собственный капитал. На уровне национальной экономики понятию «собственный капитал» соответствуют чистые активы, которые характеризуют величину национального богатства страны.

Что же входит в состав чистых активов экономики? Они формируются из материальных и нематериальных ресурсов. Материальные активы включают в себя воспроизводимые и непроизводимые активы (табл. 3.1.). Первые являются результатом труда за весь период его существования, вторые не отвечают этим требованиям, но необходимы для осуществления процесса производства. Таким образом, материальные активы как продукты человеческой деятельности включают в себя основные фонды, оборотные средства, материальные и художественные ценности.

К основным фондам относятся товары длительного пользования, используемые в процессе производства – здания, строения, сооружения, машины, оборудование и т.д. Оборотные средства включают сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, незавершенное производство и т.п. Ценности – это товары значительной стоимости, которые не используются в сфере производства или потребления, а хранятся длительный период времени в качестве сбережений. К ним относятся драгоценные металлы, ювелирные изделия, картины и т.д. Помимо этих элементов в состав материальных активов включаются средства, не являющиеся результатами производства.

Таблица 3.1.

Структура национального богатства

Материальные активы Воспроизводимые Основные фонды, оборотные средства
Невоспроизводимые Земля, природные ресурсы  
Нематериальные активы Финансовые Валюта, ценные бумаги
Прочие нематериальные активы Патенты, авторские права  

Однако в отношении их могут осуществляться права собственности и они могут использоваться в человеческой деятельности. Речь идет о земле и ее недрах, т.е. природных ресурсах, включенных в производство. Земля в системе национальных счетов (СНС) рассматривается как участок земли, включая растительность на нем, а также внутренние водоемы.

Под нематериальными активами в СНС понимают права, которые позволяют их владельцам заниматься определенными видами деятельности, в частности разработкой месторождений, тиражированием изделий и т.п. Формально эти права принимают форму патентов, торговых марок, авторских прав, книг, музыкальных произведений и т.д. Основной элемент нематериальных активов – финансовые, т.е. те объекты, которые приносят прибыль. Здесь могут быть выделены золото, ценные бумаги, займы, наличные деньги, депозиты и т.п.

Национальное богатство рассчитывается на основе балансов. Они составляются на начало и конец определенного периода в виде таблиц, в которых отражается поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал. Существует три вида балансов:

- начальный баланс активов и пассивов;

- изменения в балансе активов и пассивов;

- заключительный баланс активов и пассивов.

Начальный и заключительный балансы представляют собой таблицы, отражающие величину активов, обязательств (пассивов) и собственного капитала на определенный момент времени. Изменения в балансе активов и пассивов отражаются в таблице для статистического анализа изменений в собственном капитале.

Величина национального богатства рассчитывается как суммарная разница между активами и пассивами по всем секторам экономики (чистые активы) на конец определенного периода.

В настоящее время проводится подготовительная работа по расчету национального богатства Республики Беларусь по методике ООН. Пока же национальное богатство нашей страны рассчитывается в соответствии с действующей методикой и его структура состоит из основных фондов, материальных оборотных средств и домашнего имущества населения. Так, на 1 января 2000 г. национальное богатство составило (без учета деноминации) 32116,9 трл. руб., в том числе основные производственные и непроизводственные фонды составили 28763,5 трл. руб.(или 89,6%), рис. 3.3.

Рис. 3.3. Структура национального богатства Республики Беларусь на 1 января 2000 г. (без учета стоимости земли, недр и лесов)

По мере развития общественного производства национальное богатство растет. Факторами его роста являются:

- развитие и увеличение объемов национального производства;

- все более широкое и разностороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственное использование;

- внедрение достижений научно–технического прогресса и производственного опыта;

- повышение образовательного и квалификационного уровня работников;

- инновационно–инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования.

Следует отметить, что увеличение национального богатства является необходимым условием повышения уровня жизни народа, предпосылкой и результатом экономического прогресса, важнейшим показателем экономической мощи страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: